Страшные тайны Черного моря

Страшные тайны Черного моря

За несколько дней до 9 мая 2020 года стало известно: найден теплоход «Армения», погибший неподалеку от Ялты 7 ноября 1941-го. На его борту находись раненые солдаты, артисты театра им. А.В. Луначарского, сотрудники «Артека», а также гражданские семьи с детьми. На берегу еще оставались сотни, даже тысячи человек, которые чувствовали себя обреченными и невезучими. И если об ужасающей катастрофе «Титаника», в которой погибло около 1,5 тысячи человек, сняты фильмы и написаны книги, то о роковом рейсе «Армении» до сих пор многое неизвестно. Даже точное количество жертв—от 4,5 до 10 тысяч человек. Сейчас же часть тайн, похороненных в Черном море, удалось разгадать.
—Нам посчастливилось принять участие в уникальной операции, которая длилась без малого 79 лет: именно столько исполнится со дня гибели теплохода «Армения» осенью этого года,—сообщил исполнительный директор Центра подводных исследовании Русского географического общества Сергей Фокин.—Найти корабль удалось благодаря системной работе наших Вооруженных Сил, которые в течение многих лет методично прочесывали квадрат за квадратом. В результате сначала нашли магнитную аномалию, потом гидролокаторы обнаружили большой объект. На самом деле задача была сложной, потому что любая работа на глубине 1,5 километра требует предельных концентрации, сосредоточенности и высоких профессиональных навыков. Но стало понятно, что это то, что мы ищем.

 

Долгие поиски

За последние двадцать лет четыре раза казалось, что наконец-таки теплоход найден, но позже эта информация не подтверждалась. Зато сейчас сомнений нет: во-первых, визуальное сходство (размеры и форма надстройки, которая у судна составляла практически две трети от общей длины) и во-вторых—рында с надписью «Армения». В ходе очередной экспедиции на дно опустился телеуправляемый подводный аппарат, который и сделал первые подводные кадры. При первом подходе были обнаружены фрагменты палубы.
Что-то мистическое и странное есть в том, что «Армению» не могли найти десятки лет. А ведь она затонула неподалеку от Ялты, были даже свидетели, которые указывали на место гибели судна. К поискам теплохода в 2006 году подключился знаменитый американский океанолог Роберт Баллард, нашедший на дне Атлантики «Титаник». Но следов погибшего судна так и не было обнаружено. До этого года было непонятно, как погиб теплоход. Некоторые свидетели утверждали: судно переломилось пополам. Оказалось, что это не так. Во время завершающего погружения аппарат обследовал левый борт, однако степень разрушения судна такова, что число взрывов оценить оказалось невозможно. Но зато стало понятно: объект не раскололся на части, а стоит на ровном киле курсом 220 единым фрагментом на глубине 1,5 километра. Расстояние до берега—более 33 километров. Корпус судна покрыт слоем ила, но не имеет очевидных пробоин, что исключает вероятность гибели от попадания торпед, о чем сообщала официальная версия.
—Наиболее часто встречающаяся версия—«Армения» была торпедирована одиночным самолетом: две торпеды были выпущены, одна из них попала в носовую часть. Но мы теперь аргументированно можем сказать, что это было не совсем так,—говорит Сергей Фокин.—Обводы корпуса совершенно не повреждены, поэтому торпедная атака исключается. При этом верхняя и центральная части надстройки очень сильно разрушены. В один из первых проходов мы нашли машинный телеграф, лежащий на палубе на носу. Скорее всего он должен был находиться на мостике в левой части. Он очень сильно разрушен, а такие разрушения характерны для бомбардировки с воздуха. Действительно, одна из версий была такой: теплоход атаковало звено из четырех самолетов, которые сбросили бомбы в ее центральную часть. Утонул теплоход действительно быстро, о чем свидетельствует и характер повреждений, и тот факт, что достаточное количество иллюминаторов было не разбито, а вдавлено внутрь,—такое характерно для быстрого затопления судна.
Так что некоторые тайны гибели «Армении» теперь раскрыты. По крайней мере на данный момент мы знаем, отчего затонуло судно, и то, что это произошло действительно стремительно.

 

Надежда на спасение

Теплоход «Армения» был построен на Балтийском судоремонтном заводе в Ленинграде в 1928 году. Именно в конструкторском бюро завода велись работы над кораблями проекта «Аджария»: «Крым», «Грузия», «Абхазия», «Аджария», «Украина» и «Армения». После постройки новейший отечественный лайнер эксплуатировался Черноморским морским пароходством на линии Одесса—Батуми—Одесса. В базовом варианте он был рассчитан на перевозку 980 пассажиров и 1000 тонн грузов. В начале войны уже на Одесском судоремонтном заводе теплоход переоборудовали в санитарно-транспортное судно. На него были нанесены красные кресты и поднят флаг Международного Красного Креста. На судне имелись операционная и четыре перевязочные на 11 столов. В ходе обороны и эвакуации Одессы «Армения» совершила 15 рейсов из этого города в порты Кавказа, эвакуировав за это время около 15-16 тысяч человек.
Капитаном судна был Владимир Плаушевский, главным врачом плавучего госпиталя назначили военврача 2 ранга Петра Дмитриевского. Главврач ещё недавно работал в одной из больниц Одессы. За пять дней до того, как «Армения» официально стала санитарным судном, фашисты уже вплотную подступили к Одессе. С конца сентября 1941 года немецкие войска под командованием Эриха фон Манштейна захватили Перекопский перешеек и всё дальше проникали в глубь Крыма. Сухопутных дорог для эвакуации не было. Кораблю пришлось заниматься эвакуацией из осаждённого города не только раненых, но и гражданских беженцев.
4 ноября 1941 года «Армения» вышла из порта Туапсе в сторону Севастополя. На её борту находилось пополнение для гарнизона главной базы флота. До Севастополя «Армения» дошла благополучно. 5 ноября капитан Плаушевский получает предписание: принять на борт около 300 раненых солдат, личный состав всех госпиталей и медучреждений Черноморского флота, а также часть медперсонала Приморской армии. Однако до 7 ноября распоряжений из Москвы ещё не было, потому «Армения» принимала на борт не только медиков. На борт поднялись актёры театра имени А.В. Луначарского, руководство и сотрудники пионерлагеря «Артек» и многие другие. Также на теплоходе находились персонал Севастопольского военно-морского госпиталя, склады с медицинским имуществом, медперсонал Николаевского военно-морского лазарета. Однако никаких точных списков тех, кто был на борту «Армении», не было.
Этой же ночью на теплоход поднялась семья ведущего актера театра им. А.В. Луначарского, талантливого режиссера, заслуженного артиста Крымской АССР Александра Брянского: сам Александр Николаевич, его жена, актриса театра В.И. Зарницкая, и их 18-летний сын Игорь. Семья Брянских жила в центре города. Александр Николаевич свою театральную деятельность начал с организации драмкружка Путиловского завода в 1912 году. Работал в театрах Харькова, Орла, Брянска. «А.Н. Брянский организовал у себя на родине, в Брянской области, профессиональный театр. Сыграл свыше 500 ролей…»—так писала газета «Маяк Коммуны» в 1939 году в честь 25-летнего юбилея сценической и общественной деятельности актера. Спастись в этот роковой рейс никому из семьи не удалось.
Как рассказала «Славе Севастополя» кандидат экономических наук, доцент РАН РФ с 1965-го по 2014 год Галина Смирнова, ее отец, Порфирий Емельянович Брага, был военным коком в том злополучном рейсе. «Мы, мама, бабушка и я, пришли с вещами и хотели плыть вместе с ним на теплоходе. Но папа сказал, что нам следует остаться в городе»,—рассказала Галина Порфирьевна. Отец по какому-то наитию решил, что так для семьи будет лучше. И тем спас родным жизнь, хотя его дочери Галине суждено было пережить очень тяжелое время.
Только в 2017 году Министерство обороны России рассекретило уникальные документы—полный состав экипажа теплохода «Армения». Эти документы впервые тогда показали журналистам. В них—список экипажа затонувшей «Армении» (сто пятьдесят два человека). Это те, кто официально нес службу на теплоходе…

 

Последний рейс «Армении»

Капитан Плаушевский получил ещё один приказ: после погрузки в Севастополе зайти в Ялту, где необходимо принять на борт беженцев и местный партийный актив. Уже после отхода из Севастополя пришло дополнительное распоряжение: зайти в Балаклаву и забрать специальный груз. Ящики на борт были доставлены в сопровождении сотрудников НКВД. Возможно, это были золото или ценности из музеев Крыма.
Из Севастополя «Армения» вышла 6 ноября в 17.00, а в Ялту прибыла в 2.00 7 ноября. Здесь корабль ждали толпы беженцев. Вот что об этом вспоминала Вера Чистова, которой в 1941 году было 9 лет: «Папа купил билеты, и мы с бабушкой должны были уйти из Ялты на теплоходе «Армения». Ночью 6 ноября на молу было полно народа. Вначале грузили раненых, потом пустили гражданских. Билетов никто не проверял, и на трапе началась давка. Смелые лезли на судно по вантам. В суете с борта скидывали чемоданы, вещи. К рассвету погрузку закончили. Но на «Армению» мы так и не попали. Сотни людей остались на молу. Мы с бабушкой пошли в мастерскую отца на набережной. Там я уснула». В тот момент оставшимся на берегу находившиеся на борту «Армении» казались счастливчиками. На самом же деле повезло тем, кто на теплоход не попал.
В гавани судно простояло до утра, хотя именно темнота повышала шансы остаться незамеченными для немецкой авиации. 7 ноября в 8.00 теплоход вышел в море и взял курс на Туапсе. Его сопровождали два маленьких сторожевых корабля.
Выход в море днём фактически без прикрытия был равносилен самоубийству. Адмирал Октябрьский позднее писал, что капитан «Армении» получил строгий приказ оставаться в порту до вечера, но нарушил его. Почему Плаушевский нарушил приказ, мы теперь никогда не узнаем.
Свидетелем гибели теплохода стал один из командиров крымских партизан Илья Вергасов. Он с небольшим отрядом успел отойти в горы и оттуда наблюдал за трагедией. В своих «Крымских тетрадях» Вергасов писал, что корабль прибыл в ялтинский порт, когда немцы уже заняли Алушту. На причалах Ялты толпились раненые, врачи, медсестры и санитарки. Город горел в нескольких местах, слышались взрывы. По его воспоминаниям, «Армения» очень долго осуществляла погрузку.
А ведь до сих пор неизвестно также, сколько человек выжило в ту страшную ночь. По некоторым данным—8, по другим—в десять раз больше. Одна из выживших пассажиров, жительница Ялты Анастасия Попова, рассказывала журналистам: «Выйдя в море, теплоход был атакован вражеской авиацией. Начался сущий ад. Взрывы бомб, паника, крики людей—всё смешалось в неописуемом кошмаре. Люди метались по палубе, не зная, куда укрыться от огня. Я прыгнула в море и поплыла к берегу, теряя сознание. Как оказалась на берегу—даже не помню».
7 ноября 1941-го в 11 часов 25 минут немецкий самолет сбросил авиабомбы. В 11.29 теплоход «Армения» скрылся под водой.
* * *
…Сейчас разбомблённое судно покрыто илом и представляет собой нагромождение металлических деталей, конструкций, лееров, шлюпбалок, висящих тросов, верёвок, креплений, покосившихся мачт. Однако участники экспедиции говорят, что новых погружений к «Армении» не предвидится. И дело не только в сверхглубине.
—Это не просто исторический объект, а место упокоения семи тысяч человек, и копошиться на нем просто потому, что нам это интересно, абсолютно неэтично,—считает Сергей Фокин.

 

Анна БРЫГИНА.

Анна Брыгина

Корреспондент ежедневной информационно-политической газеты "Слава Севастополя"

Другие статьи этого номера