Литературно-исторический альманах «Севастополь»: «Будем жить!»

Огнеборцы.  Профессионалы и добровольцы

Литературно-исторический альманах «Севастополь»: «Будем жить!»В мае вышел в свет литературно-исторический альманах «Севастополь», посвященный 75-летию освобождения города, которое мы отметили в прошлом году, и 75-летию нашей общей Великой Победы. Его выход стал событием года—преодолен перерыв длиною в шесть лет! Теперь это официальное издание Союза писателей России, его Севастопольского регионального отделения. Публикация в альманахе приравнивается, ни много ни мало, к печати отдельной книги. О том, как родился и издавался литературно-художественный альманах, будет сказано ниже. Главное, что, вопреки всем непростым обстоятельствам и благодаря творческому коллективу единомышленников, альманах жив! Издание осуществляется при содействии Союза писателей России, а также при участии фонда содействия развитию науки, культуры и кино «Одиссей».

 

1

Раздел «Проза» открывает роман Николая Тарасенко «Невынутый осколок». Осенью прошлого года литературная общественность города отметила 100-летие со дня рождения крымского поэта и прозаика. Николай Тарасенко—из поколения фронтовиков: будучи курсантом Севастопольского военно-морского училища береговой обороны им. ЛКСМУ, он в 1941-1942 гг. принял первый неравный бой, попал в плен. На Мекензиевых горах, близ Севастополя, будущий писатель, а тогда еще необстрелянный двадцатилетний молодой человек, заглянул смерти в глаза. Воспоминания об опаленной войной юности написал человек уже зрелый. Получилась, скорее, исповедь. Открыто и честно, без оправданий и иллюзий сморит он на свою прожитую жизнь, на трагические события. Не испытывает ни малейшего желания что-либо приукрасить, чтобы выглядеть в глазах окружающих лучше. Он свободен от страха перед кем бы то ни было. Ведь впереди главный судья—Вечность. Автор делает попытку понять себя и свое место в мире не просто с некоей жизненной позиции, а с духовной высоты…
«Философ и приверженец классической, традиционной поэтической формы, Николай Тарасенко создал сотни лирических пронзительных стихотворений и десятки прозаических произведений,—говорится в комментарии об авторе.—Имея за плечами горький опыт военного лихолетья—трагическую оборону Севастополя, кратковременный плен, побег и скитания по оккупированному югу Украины, а после мобилизации 1944 года—победно-освободительный марш по Европе, освобождение от фашистов Варшавы и Берлина,—Николай Тарасенко вошел в русскую литературу в конце 50-х годов уже сформировавшимся поэтом и занял достойное место среди старшего поколения шестидесятников. Автор более 40 книг. Член Союз писателей России, лауреат премии Л.Н. Толстого, награжден боевыми наградами Советского Союза».
Три рассказа известных авторов продолжают главную тему литературно-исторического сборника—тему войны: это «Немецкое кладбище» Александра Волкова, правдивый и жесткий рассказ Людмилы Резник «Костя-блоха», короткое, но пронзительное произведение «Мамкино письмо» Ланы Ковалевой. Читателю представлены эмоционально яркие, повествующие о тяжелых и вместе с тем обычных для послевоенных лет судьбах людей произведения. Говорят, мастерство—в простоте, где вычищены каждое лишнее слово, эпитет, строчка. Вот и здесь истории не просто написаны, а прожиты, прочувствованы авторами так, что перед мысленным взором читателя встает полная, красноречивая, исчерпывающая картина той далекой, но такой близкой сердцу действительности. Образы героев оживают. Хочется их любить, сострадать им, быть верным долгу и памяти. А еще хочется каяться перед старшим военным и послевоенным поколением. Ведь нет той цены, способной оплатить их нечеловеческие муки и жертвы. Достоверность повествования не вызывает сомнений, и оттого лишь больнее…

2.

Да, наш народ еще не забыл, не изжил эту боль, хоть и минуло 75 лет. Утраты были настолько велики, катастрофа—настолько масштабна, что до сих пор этот нерв оголен и болит практически в каждой российской семье. Задень его, и польется река «Бессмертного полка», на глазах выступят слезы. Зазвучат стихи, выношенные, как нечто самое дорогое, под сердцем:
Корабли от погибели верной ушли к Кавказу,
Севастополь по суше грядет сквозь девятый вал,
Парню в смерть подниматься, а он ни разу
Даже за руку девочку не держал!
За нее, за несуженую мечту,
На всех картах сражений ломая Манштейна планы,
Он возьмет безымянную высоту,
И на ней останется. Безымянным.
Как и все, кто здесь лег под ревущий накал брони,
Чистой яростью  бой встречая,
Кровью—в маковый цвет превратятся потом они,
Душами—в чаек.
Это строки Марии Виргинской из поэмы «Город маленький. Оборона». Поэзия представлена в сборнике также произведением Татьяной Шороховой «Не будь Победы, нам бы не родиться». В альманах вошли стихотворения Владимира Полушина, Людмилы Непорент, Татьяны Халаевой, Ольги Старушко. Все они—признанные мастера, любимые народом авторы. Их поэзия не просто талантлива—она высокопрофессиональна, выдержана на самом высоком уровне поэтического искусства, на гармонии слова и духа.
Публицистика, как известно, происходит от слова «публичный» («общественный»). Это область литературы, затрагивающая актуальные общественно-политические вопросы, разрешающая их с точки зрения непосредственного воздействия на общество, не стесняющаяся ярко выраженной оценки действительности, призыва. В разделе публицистики в альманах вошли произведения Валентины Фроловой «Севастопольский характер», Бориса Гельмана «Репортажи под огнем», Владимира Андреева «Подвиг морского охотника», Оксаны Непомнящих «Победитель», Сергея Ислентьева «Освобождение Севастополя», Светланы Капрановой «Валентина Сергеевна Фролова, Писатель и Человек», Татьяны Корниенко «Музей Фроловой—это было бы правильно», Виктора Лановенко «Два слова о расположенности», Валерия Володина «Валентина Сергеевна, помню и горжусь нашей дружбой», Ольги Ивицкой «Мои воспоминания о В.С. Фроловой», Натальи Свешниковой «Спасибо за все, Валентина Сергеевна Фролова», Галины Перминовой «Опустела без тебя земля…»

3.

«Севастопольский характер. Что это?»—с таких слов начинается публицистический очерк Валентины Фроловой об Астане Кесаеве, Герое Советского Союза, отважном подводнике, имя которого носит одна из севастопольских улиц. Автору посчастливилось знать этого человека в мирные дни, составить о нем личное мнение, собрать достоверные сведения. Валентина Фролова спрашивает о том, что такое севастопольский характер, и после скрупулезного анализа, серьезных раздумий отвечает: это человек, «который взваливает себе на плечи поклажу, не мелочась, и выходит из ситуаций, из каких и выхода-то не придумаешь. Или гибнет—с честью. Достойно. Выложив до конца огромный запас энергии, которым одарила его щедрая природа».
Подобная характеристика уместна для каждого героя представленных публицистических произведений. Жить достойно, выкладываясь до конца, находить выход из, казалось бы, наитяжелейших ситуаций—это и об Александре Хамадане в очерке Бориса Гельмана «Репортажи под огнем», и о командире морского охотника Павле Павловиче Сивенко в произведении Владимира Андреева, о легендарном разведчике, участнике Великой Отечественной войны, защитнике Севастополя Иване Ивановиче Патуке в материале Оксаны Непомнящих. Это и об участниках событий периода освобождения Севастополя в документально-публицистическом очерке капитана 1 ранга в отставке Сергея Ислентьева. В большинстве материалов герои—живы, их успели застать, расспросить при жизни, выразить им свою признательность и восхищение. Следующие поколения севастопольцев будут формировать свое представление о Великой Отечественной войне, об участниках тех событий именно по таким произведениям.
Татьяна Воронина, председатель Севастопольского отделения Союза писателей России, свой литературный труд «Никто не знал, что делать» посвятила Валентине Сергеевне Фроловой, писателю и журналисту. Никто не знал, как оживить литературную жизнь Севастополя в середине 90-х XX столетия. «А она знала»,—с таких слов начинает повествование Татьяна Воронина и рассказывает, как родился литературно-исторический альманах «Севастополь». В.С. Фролова обратилась в управление культуры, где начальником в те годы был А.А. Рудометов. Нашла в нем единомышленника, и тогда они уже вместе стали искать финансирование для нового издания. Надо сказать, что часть денег будущий главный редактор Валентина Фролова уже нашла: направила на благое дело свою личную литературную премию Автономной Республики Крым, накануне полученную за книгу об Анне Ахматовой и Николае Гумилеве «На изломе века».

4.

Сегодня, как никогда раньше, интересны подробности, ставшие уже историей. «…Семнадцать лет Валентина Сергеевна пестовала свое детище. Вышло 48 номеров за этот срок. Валентина Сергеевна очень строго подходила к публикациям произведений: никакой халтуры и проходных текстов. Отстаивала свое право редактора отсеивать слабые вещи. «Да это бездарь!»—говорила она прямо и безапелляционно о некоторых авторах. Именно поэтому альманах стал брендом Севастополя. Именно поэтому имя Валентины Сергеевны засверкало новой гранью—вдумчивого и справедливого критика. Сделано ею много: около двух тысяч авторов получили дорогу в литературу»,—пишет Татьяна Воронина.
Валентина Сергеевна Фролова покинула этот мир 24 марта 2018 года. Наступит время для изучения и сохранения ее наследия для подрастающего поколения. Кое-что уже накоплено и систематизировано в библиотечной системе ЦГДБ им. А.П. Гайдара и в филиале № 13, где находится музей детской книги. О той духовной связи именно с «Гайдаровкой» рассказывает в своем очерке Светлана Капранова, долгие годы стоявшая во главе Централизованной библиотечной системы для детей, заслуженный работник культуры Украины, человек, немалую роль сыгравший в популяризации как альманаха «Севастополь», так и творчества Валентины Сергеевны в целом. Она пишет: «Память об этом светлом человеке останется в ее произведениях, в нашей памяти, на страницах газет и книг о ней…»
Другой автор, член Союза писателей России Виктор Лановенко, любимец В.С. Фроловой, как отмечают многие писатели, описал свое впечатление о человеческих качествах писательницы. Правдиво и метко, очень жизненно и… с безусловной любовью к своему персонажу. Впрочем, такая же человеческая нотка сквозит и в воспоминаниях Валерия Володина, давнего друга альманаха «Севастополь», его обозревателя на многочисленных презентациях издания прошлых лет.
Татьяна Корниенко, член Союза писателей России, в литературной реплике продолжает: «Музей Фроловой—это было бы правильно». «Валентина Сергеевна, насколько мне известно, была самым титулованным современным писателем нашего города, но никогда не кичилась, не выпячивала, не лезла на пьедестал. Она была проста той простотой, о которой говорят: «Все гениальное—просто». Хочется, чтобы время не поглотило память о Валентине Сергеевне Фроловой. Такая личность достойна музея, экспозиции, чего-то, где будет собрано все о ней, о ее творчестве и общественной деятельности. В Централизованной библиотечной системе для детей есть музей книги. Хороший музей. Фролова не раз там была, там хранятся ее произведения. Почему бы музею, да и библиотеке, не присвоить ее имя? Это, на мой взгляд, было бы правильно».
Литераторам Севастополя действительно есть за что благодарить заслуженного деятеля искусств Крыма, лауреата многих литературных премий, автора 21 книги прозы, 4 пьес, основателя и главного редактора литературно-художественного альманаха «Севастополь», автора многочисленных публикаций в коллективных сборниках и периодических изданиях Валентину Сергеевну Фролову. Многим она дала путевку в творческую жизнь. Чувство искренней признательности нашло отражение в публицистических произведениях. Наталья Свешникова, главный специалист прошлых лет управления культуры Севастополя, вынесла эту мысль в заголовок: «Спасибо за все, Валентина Сергеевна Фролова».

5.

С каждой строкой бла- годарных коллег отчетливей виден образ неутомимой служительницы его величества слова. Валентина Сергеевна Фролова раскрывается как обаятельная женщина, как многогранный, в первую очередь духовно одаренный человек. Редакция альманаха тесно сотрудничала с музеями города, и среди тех, кто представлял музейщиков, была Ольга Ивицкая. Она тесно взаимодействовала с главным редактором альманаха В. Фроловой на протяжении многих лет и поэтому с особой теплотой вспоминает встречи с ней. Как и Галина Перминова, представляющая Народный музей истории Севастопольского академического русского драматического театра имени А.В. Луначарского, которая завершила сборник статьей, посвященной В.С. Фроловой. В ней рассказывается о вкладе писательницы в творческий репертуар Севастопольского академического русского драматического театра.
Главный редактор тематического, юбилейного, 50-го (1) литературно-исторического выпуска-2020 альманаха «Севастополь», член Союза писателей России Людмила Пивень подхватила эстафету из рук своей старшей коллеги. И постаралась вложить весь свой талант в составление и редактирование популярного издания, которое будет теперь выходить регулярно как ежегодник. В редакционный совет этого выпуска вошли писатели Т. Воронина, В. Воронин, В. Фесенко, И. Тюняева, М. Колесов и издатель с основания сборника Ю. Терехин.
Завершив земной путь, Валентина Сергеевна Фролова не ушла в небытие: плоды ее труда укрепились в книгах, продолжают жить созданные ею литературные герои, вымышленные и реальные персонажи. Ее сердечная теплота перешла к людям, принявшим эстафету преданного служения творчеству, литературе, городу. И альманах, который сегодня мы снова держим в своих руках в дни ее 90-летия со дня рождения,—верное тому подтверждение. Как говорили деды и прадеды, отправляясь на передовую, на линию фронта, «будем жить!» И живут по сей день в безграничной народной памяти.

И. Стронская.

Другие статьи этого номера