От Сталинграда до Вены по рекам и морям

От Сталинграда до Вены по рекам и морям

Такой боевой путь во время Великой Отечественной войны прошёл на бронекатерах Герой Советского Союза Виктор Иванович Великий. Он родился 15 сентября 1918 года в городе Умани (Черкасская область, Украина). Через год семья переехала в город Лиски (Воронежская область, Россия), где глава семейства устроился работать путевым обходчиком на железнодорожной станции.

 

Все тамошние мальчишки хотели, когда вырастут, стать кавалеристами. И это не удивительно. Рядом со станцией квартировал 1-й кавалерийский запасной полк Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Всё свободное время ребята проводили у забора, ограждающего территорию воинской части, и с интересом наблюдали за выездкой коней, за рубкой лозы и за другими боевыми упражнениями конармейцев. А после занятий наступало самое желанное: под надзором одного-двух конармейцев пацаны ехали верхом на Дон купать своих любимцев. Каждый мальчишка, в том числе и Витя, мечтал после окончания школы поступить в Тамбовское кавалерийское училище и видел себя на лихом коне с шашкой.
Но, как говорится, человек мечтает, а судьба решает. В советское время Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодёжи шефствовал над Военно-Морским Флотом. В порядке шефства он направлял своих лучших членов в морские военные училища. Так произошло и с Виктором, который летом 1936 года по комсомольской путёвке прибыл в Севастополь и стал курсантом Севастопольского военно-морского училища береговой обороны ВМС РККА имени Ленинского Коммунистического Союза Молодёжи Украины.
Первая должность Виктора Великого после выпуска в 1940 году—командир роты в Черноморском военно-морском училище, затем такая же—в Краснознамённом учебном отряде подводного плавания имени С.М. Кирова в Ленинграде.
Великая Отечественная война круто изменила жизнь каждого советского человека. Лейтенанта Великого направили защищать Москву. В 75-й отдельной морской стрелковой бригаде (командир—капитан 1 ранга К.Д. Сухиашвили) он командовал истребительной противотанковой батареей 45-мм пушек. Бригада дралась с врагом в основном на Калининском фронте в составе 3-й ударной армии. Артиллеристам не раз приходилось выкатывать пушки на прямую наводку и бить по вражеским танкам, а иногда отбиваться от наседавшего врага гранатами и штыками.
В феврале 1942 года бригада с боями совершила 150-километровый марш по тылам 16-й немецкой армии и дошла до города Холма Новгородской области. Моряки были в авангарде главных сил, и их стремительных атак не выдерживал ни один гарнизон. Воины освободили более 70 населённых пунктов. Приказом наркома обороны от 17 марта бригаде было присвоено гвардейское звание. После войны в Холмском районе установили гранитную стелу, к подножию которой прислонён якорь, а на стеле высечено: «Здесь стояли насмерть моряки 75-й морской стрелковой бригады».
Летом 1942 года немецкие войска рвались к Сталинграду. С 1941 года Наркомат ВМФ на базе учебного отряда стал создавать Волжскую военную флотилию. Для её комплектования отзывали флотских командиров, воевавших на сухопутных фронтах. Сбылась мечта Виктора Великого. В ноябре 1942 года в разгар Сталинградской битвы его назначили командиром отряда 2-го дивизиона бронекатеров флотилии.
Бронекатера флотилии вместе с мобилизованным флотом Волжского пароходства оказали неоценимую помощь защитникам Сталинграда.
Командир отряда бронекатеров старший лейтенант Виктор Великий, получив боевой опыт, не только принимал правильные решения, но личным примером показывал, как надо воевать. Ему, как передовому командиру, оказали высокую честь принимать Военно-морской флаг с гвардейской лентой на полотнище, когда дивизиону присвоили гвардейское звание.
Сталинград был хорошей школой, не раз говорил Виктор Иванович. Моряки научились воевать, и это умение пригодилось им в дальнейших боях с сильным противником. В марте 1943 года отряд бронекатеров Виктора Великого передислоцировался на Азовское море и вошёл в состав Азовской военной флотилии.
Корабли Азовской флотилии (командующий—контр-адмирал С.Г. Горшков) проводили дерзкие высадки тактических десантов при освобождении Таганрога, Мариуполя, Бердянска. Так, например, в ночь на 10 сентября 1943 года бронекатера Великого успешно высадили десант автоматчиков 384-го отдельного батальона морской пехоты западнее Мариуполя. Особенно отличился его отряд при освобождении Бердянска. 16 сентября в 16.30 три бронекатера под командованием старшего лейтенанта вышли из Мариуполя. 17 сентября в 3.10 отряд ворвался в порт Бердянска, ошвартовался у причалов и высадил сотню морских пехотинцев, которые стремительно захватили порт и прилегающую к нему территорию.
За успешные боевые действия по освобождению Таганрога, Мариуполя и Бердянска Президиум Верховного Совета СССР наградил орденами и медалями 125 офицеров, старшин и матросов Азовской военной флотилии. За умелое командование отрядом бронекатеров при высадке десанта и личную храбрость командующий флотилией лично вручил гвардии старшему лейтенанту Виктору Ивановичу Великому орден Суворова III степени. (Морские ордена были учреждены только в 1944 году). Это был первый орден героя нашего рассказа.
В октябре 1943 года перед Керченско-Эльтигенской операцией по освобождению Крыма Виктор Великий был заместителем командира базы высадки второй десантной группы.
В ночь со 2-го на 3 ноября после высадки в районе населенных пунктов Глейки и Жуковка первой группы десанта бронекатера и высадочные средства под артиллерийским огнем противника приняли на борт передовые отряды второй десантной группы. Первым к месту высадки в районе пункта Опасное подошли бронекатера Виктора Великого. Сильная волна мешала высадке, и произошла заминка. Никто из десантников не решался первым прыгнуть в ледяную воду. Все ждали, когда катера ближе подойдут к берегу. А ждать было нельзя, каждая минута решала успех высадки. Это отчетливо понимал Виктор Великий. Он скомандовал: «Десант за борт!» И первым прыгнул в ледяную воду, увлекая за собой десантников. Плацдарм был захвачен.
Здесь уместно сказать, что в Севастопольском музее Черноморского флота как дорогая память о тех героических днях хранится автомат Виктора Великого, с которым он высаживался на крымский берег Керченского пролива. Керченско-Эльтигенская операция завершилась 20 ноября 1943 года. Северо-восточнее Керчи прочно закрепилась Отдельная Приморская армия, в которую был преобразован Северо-Кавказский фронт.
За героические подвиги при форсировании Керченского пролива, высадку десанта и техники Президиум Верховного Совета СССР указом от 22 января 1944 года присвоил высокое звание Героя Советского Союза одиннадцати морякам Азовской военной флотилии, в том числе и гвардии старшему лейтенанту, командиру гвардейского отряда 1-го отдельного гвардейского дивизиона Виктору Ивановичу Великому. Ему вручили грамоту, орден Ленина и медаль «Золотая Звезда» под номером 2903.
В соответствии с приказом народного комиссара ВМФ от 13 апреля 1944 года Азовская флотилия была расформирована, а на её базе воссоздана Дунайская военная флотилия под командованием С.Г. Горшкова. В августе 1944 года Виктор Иванович был назначен командиром 4-го дивизиона во 2-ю вновь сформированную бригаду бронекатеров.
Дунайской флотилии поставили задачу провести высадку десанта на западный берег Днестровского лимана на второй день наступления 3-го Украинского фронта. 22 августа, несмотря на упорное сопротивление противника, десанты были высажены северо-западнее г. Аккермана (ныне Белгород-Днестровский, северная часть лимана) и у населенного пункта Шабо (южная часть лимана). Вот как писал о действиях кораблей под командованием Виктора Великого в своей книге «Черноморцы в Великой Отечественной войне» Г.И. Ванеев: «Успешной высадке десанта во многом способствовали смелые и решительные действия отряда кораблей под командованием Героя Советского Союза капитан-лейтенанта В.И. Великого, прорвавшегося в Днестровский лиман через Днестровско-Цареградское гирло. В районе с малыми глубинами под огнем противника движение за тральщиками происходило очень медленно, что снижало темп прорыва. Поэтому командир решил отказаться от движения за тралами и произвести прорыв в Днестровский лиман бронекатерами, ведя артиллерийский огонь прямой наводкой по дотам, установленным на западном берегу гирла. Прорвавшиеся катера открыли огонь по артиллерийской батарее врага в крепости Аккерман. Подавив ее, они, маневрируя вдоль западного берега лимана, вели огонь по огневым точкам и живой силе противника, а затем перешли в обеспечение переправы наших войск».
После окончания высадки десантов и захвата войсками 3-го Украинского фронта и Дунайской флотилии плацдарма на берегу флотилия приступила к прорыву в дельту Дуная.
С тяжелыми боями флотилия упорно продвигалась вверх по Дунаю, помогая сухопутным войскам освобождать Румынию, Болгарию, Венгрию, Чехословакию и Австрию. В составе флотилии сражался с врагом под командованием Героя Советского Союза капитан-лейтенанта Виктора Великого не просто 4-й дивизион бронекатеров, а уже 4-й Тульчинский ордена Александра Невского дивизион бронекатеров.
Последние числа марта 1945 года. Впереди, вверх по Дунаю,—столица Австрии Вена. На подступах к ней было решено высадить десанты в ближайшем тылу противника в районах городов Масдорф и Орт. Высадка десанта в районе последнего была возложена на Виктора Великого. По решению командования действовать решили не ночью, как обычно, а на рассвете. В шестом часу утра, в предрассветных сумерках корабли высадили полк десантников, которые, смяв заслоны, овладели городом Орт. Это помогло нашим войскам взломать вражескую оборону и продвинуться на 20 километров, завязав бои на улицах австрийской столицы.
В боях за Вену сложной задачей для наступающих стал захват моста через Дунай под названием «Рейхсбрюкке-Имперский». Он был единственным в центре города, по которому противник перебрасывал резервы и технику, остальные четыре моста немцы разрушили. На случай отхода мост был заминирован. Его разрушение сильно затруднило бы наступление советских войск. Кроме того, Рейхсбрюкке—национальная гордость австрийцев.
3 и 10 апреля войска 3-го Украинского фронта несколько раз безуспешно пытались захватить мост. По инициативе командования флотилии и с одобрения командующего фронтом было решено высадить роту автоматчиков 8-й гвардейской дивизии и захватить мост. В десантный отряд включили и катера Виктора Великого. При подходе к месту высадки отряд попал под сильный огонь противника. Немцы вели обстрел с моста, с набережной, из окон ближайших к реке домов. Корабли отбивались огнем пушек и пулеметов. Били по врагу и те десантники, что лежали на палубах возле стреляющих башенных установок. Автоматчики высадились на оба берега совсем близко от моста. Решительной атакой они уничтожили немцев на мосту и подходах к нему, заняли окопы, в которых только что оборонялся противник. Саперы перерезали провода, идущие к взрывным зарядам. Десант двое суток надежно удерживал позицию до подхода основных сил. Так закончился последний, восемнадцатый, десант Дунайской флотилии. 13 апреля 1945 года столица Австрии была взята.
После войны в честь погибших при взятии Имперского моста австрийцы воздвигли обелиск. В Вене есть еще один обелиск, на котором высечены имена советских воинов, особо отличившихся в боях за освобождение австрийской столицы. Среди них имя Виктора Великого.
За образцовое выполнение боевых заданий во время Великой Отечественной войны Герой Советского Союза Виктор Иванович Великий награжден орденом Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденами Суворова III степени, Отечественной войны I степени, Красной Звезды и медалями «За боевые заслуги», «За оборону Москвы», «За оборону Сталинграда», «За оборону Кавказа», «За освобождение Белграда», «За взятие Будапешта», «За взятие Вены» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
По окончании войны Великий учился на Высших исторических курсах при Военно-морской академии в Ленинграде, служил на Черноморском флоте на разных командных должностях: заместителя начальника штурманского факультета в родном ему училище имени П.С. Нахимова, начальника минно-торпедной школы, старпома на краснознаменном крейсере «Ворошилов».
26 мая 1961 года Виктор Иванович Великий в звании капитана 1 ранга в 43-летнем возрасте был уволен в запас. Он принадлежал к числу тех офицеров, которые видели в военном деле не только свою профессию, но и призвание. Великого оставили без любимого дела всей его жизни. Но он не сник, жизнь продолжалась. Сдал экзамены на повышение квалификации и с октября 1961 года стал капитаном буксира «Маяк», сопровождал суда, заходившие в Севастопольский порт и выходившие из него. С июня 1964 года работал капитаном на рыболовных судах Севастопольского управления океанологического рыболовства, Севастопольского управления тралового флота объединения «Атлантика». Одиннадцать лет Виктор Великий бороздил моря и океаны, но прожитые годы взяли свое, и в 1975 году он ушел на пенсию по состоянию здоровья.
До конца жизни Виктор Великий вёл большую военно-патриотическую работу на кораблях и в воинских частях Черноморского флота, выступал и встречался с населением и однополчанами в Москве, Ярославле (городе, где строились бронекатера), Киеве, Херсоне, Бердянске, Туле, Лисках, Воронеже, Красноуфимске, Невьянске и Руссе (Болгария).
В 1985 году в канун 40-летия Великой Победы корабли Дунайской военной флотилии с ветеранами на борту совершили поход по Дунаю с дружескими визитами в Болгарию, Венгрию, Чехословакию и Австрию. К наградам Виктора Великого добавились венгерский орден «За службу Родине» золотой степени и юбилейные медали «30 лет народной армии Болгарии», «30 лет Словацкого национального восстания». А бургомистр Вены подарил ему на память кусок фермы Имперского моста, который тот передал в музей Великой Отечественной войны в Киеве.
Герой Советского Союза Виктор Иванович Великий скончался 24 апреля 1996 года на 78-м году и похоронен в Севастополе на Аллее героев городского кладбища.
В заключение хочется привести строки из песни, написанные поэтом Михаилом Львовым:
Поклонимся великим тем годам,
Тем славным командирам и бойцам,
И маршалам страны, и рядовым,
Поклонимся и мёртвым, и живым,
Всем тем, которых забывать нельзя,
Поклонимся, поклонимся, друзья!
Всем миром, всем народом, всей землёй!
Поклонимся за тот великий бой…

 

С. Ислентьев.

 

P.S. Автор благодарит дочь героя Этери Викторовну Великую за предоставленный материал, который использован при написании очерка.

Другие статьи этого номера