Советский Союз готовился к войне с Финляндией. На вооружение войск поступала довольно сложная техника. Для её обслуживания требовались люди минимум со средним образованием. В октябре 1939 года студента первого курса Ленинградского инженерно-строительного института Анатолия Курмеля призвали в Красную Армию и направили в школу младших командиров при 2-м прожекторном полку противовоздушной обороны Ленинграда. После девятимесячной учёбы его распределили служить в 169-й зенитно-артиллерийский полк. В этом полку в должности командира отделения системы «Прожектор-Звук» Курмель и встретил Великую Отечественную войну.
А было это так. В ночь с 21 на 22 июня 1941 года прожекторный взвод, в котором служил Курмель, обеспечивал тренировку лётчиков бомбардировочной авиации. В три часа самолёты вернулись на свой аэродром в Горелово. Взвод ещё не привёл технику в исходное положение, как командный пункт роты объявил боевую тревогу, а через некоторое время передал: «Война с Германией!»
Бойцы недоумевали: неделю назад политрук роты на политинформации говорил о содержании вышедшего заявления Телеграфного агентства Советского Союза, в котором категорически отвергались слухи о возможной войне с Германией как провокационные… и вдруг война. Этому сообщению бойцы не сразу поверили…
Первый немецкий самолёт над Ленинградом противовоздушная оборона города обнаружила на третий день войны. Зенитные батареи сбили его, спустившиеся на парашютах лётчики были пленены. 7 сентября авиация противника совершила массированный налёт на город. На другой день—ещё два. Лётчики Геринга сбросили 12 тысяч зажигательных бомб и около полусотни бомб крупного калибра от 250 до 350 килограммов, подожгли продовольственные склады имени Бадаева, разрушили много зданий.
8 сентября немцы захватили Шлиссельбург и блокировали город. В начале ноября войска вермахта взяли Тихвин и перерезали железную дорогу, связывающую Ленинград со страной. Гитлер заявил: «Ленинграду суждено умереть голодной смертью». Пророчество не сбылось, но страшный голод свирепствовал в городе. Смертность населения от него была массовой.
Позиции батальона ПВО находились южнее Ленинграда, в районе Пулковских высот. От прожектора младшего сержанта Курмеля до передовой было пятьсот метров. Немецкие снаряды рвались на позиции ежедневно, но прожектористы, зарывшись в землю, стойко выполняли поставленную задачу.
При подготовке прорыва блокады из прожекторных батальонов забрали много солдат-мужчин. Их заменили солдаты-женщины, прошедшие соответствующую подготовку. По оценке Анатолия Петровича, воевать с ними, с одной стороны, было труднее, с другой—легче. Земляные работы, естественно, им давались тяжело, а вот чувство ответственности у них было лучше развито, чем у мужчин. Обязанности выполняли чётко, на постах не дремали.
18 января 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов вдоль южного берега Ладожского озера пробили коридор шириной 8-11 километров, восстановив сухопутную связь со страной. За семнадцать суток по коридору проложили железную и шоссейную дороги. Снабжение города улучшилось. Почти через год, 14 января 1944 года, на Ленинградском фронте началась артиллерийская подготовка. Кроме фронтовой артиллерии в ней принимала участие корабельная и береговая артиллерия Балтийского флота, а также артиллерия противовоздушной обороны. К 20 января Ленинградский и Волховский фронты полностью освободили город от вражеской блокады, отбросив противника на 70-100 километров.
27 января в ознаменование этого события в Ленинграде произвели салют 24 залпами из 324 орудий. Небо Ленинграда осветили все прожекторы противовоздушной обороны.
После войны Анатолий Курмель продолжал служить в войсках ПВО, учился, закончил службу в 1969 году. Ушёл в запас в звании подполковника с должности старшего офицера по боевому управлению зенитно-ракетными войсками командного пункта Крымской дивизии противовоздушной обороны.
Анатолий Петрович Курмель был награждён орденами Красной Звезды, Отечественной войны II cтепени, Богдана Хмельницкого III степени, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и юбилейными.
Анатолий Петрович после военной службы проработал лаборантом кафедры радиотехники Севастопольского приборостроительного института 36 лет—с апреля 1970-го по август 2006 года.
С. ИСЛЕНТЬЕВ.