Госдума приняла закон о запрете высаживать из транспорта детей без билета. Мнения сторонников и скептиков

Лечить по-новому: отремонтированную поликлинику Севастопольского онкодиспансера оснастили оборудованием экспертного класса

В России запретят высаживать из общественного транспорта безбилетников до 16 лет. Такой правительственный закон принят Госдумой. Речь в документе идет о детях, которые едут без сопровождения взрослых. Действующая редакция устава автомобильного и городского наземного электрического транспорта формально допускает высадку юных пассажиров, которые едут «зайцем». Новый, принятый уже в окончательном, третьем чтении закон запрещает это делать—принудительно высаживать из общественного транспорта детей без билета. По словам председателя Госдумы Вячеслава Володина, «оставлять ребенка из-за неоплаченного проезда одного на дороге—недопустимо. Это создает угрозу его жизни и здоровью». Если с ребенком едет взрослый сопровождающий, то при отказе от оплаты проезда им придется вместе выйти на ближайшей остановке.
Кроме того, контролеры будут вправе требовать от юных пассажиров документ, удостоверяющий личность, если появились сомнения при определении их возраста.

 

«Благодаря принятию законопроекта в транспортный устав будут внесены изменения, а именно: региональная власть получит право утверждать порядок контроля над оплатой проезда, перевозкой багажа и ручной клади с учетом местной специфики. Таким образом, субъекты РФ смогут устанавливать административную ответственность за безбилетный проезд и администрировать ее»,—уточнили в Минтрансе.
Два года назад в Севастополе проводили процессуальную проверку сообщений о ребенке, высаженном из автобуса,—об этом случае писала и наша газета. Речь шла об 11-летнем мальчике, который при выходе из автобуса предъявил льготное удостоверение ребенка из многодетной семьи, но водитель якобы отказался выпускать пассажира из салона, пока тот не расплатится. Денег у ребенка не было. По имеющимся данным, за мальчика заплатила другая пассажирка, его же высадили посреди дороги в районе Феолента.
Год назад о похожей ситуации сообщали городские социальные сети. В группе «Автопартнер Крым» очевидцы опысывали, как вечером 17 января водитель маршрутки № 400 высадил из автобуса ребенка, предъявившего удостоверение льготника. Сохранился пост отца ребенка:
«17.01.2019 в 17.45 (в это время года уже темно.—Ред.) водитель севастопольской 400-й маршрутки высадил из автобуса ребенка, предъявившего удостоверение ребенка из многодетной семьи. Всех благ тебе, водитель! Желаю стать человечнее! Пусть автоперевозчик 400-го маршрута в Севастополе и вся страна знают своих «героев»! Считаю, что каждый такой шаг—отказ в праве бесплатного проезда льготным пассажирам—не должен оставаться безнаказанным и замалчиваемым!»
В данном случае нарушались права по предоставлению льготного проезда, но от этого отношение к детям и принудительная высадка кажутся только жестокосерднее.
В прошлом году газета «Известия» подняла проблему на федеральный уровень. Прочитав заголовок «Случай вопиющий»: ребенок потерялся из-за высадившего его кондуктора», вздрогнула вся страна. Поднимался вопрос: что делать с периодическим высаживанием детей из транспорта?
В Южно-Сахалинске кондуктор высадила из автобуса ученика младших классов, который уснул и случайно проехал свою остановку. Уже на конечной остановке женщина, сославшись на инструкцию (автобус должен идти на разворот без пассажиров), заставила школьника выйти из автобуса. За тем, зашел ли ребенок обратно, никто из взрослых не проследил. В итоге мальчик потерялся—ребенка удалось найти только спустя несколько часов…
Несовершеннолетний остался в незнакомом районе города. Это, по сути, оставление ребенка в опасности. Тем временем в Челябинске водитель маршрутки высадил пятиклассницу на остановке вдали от магазинов и кафе—ребенку не хватило на проезд одного рубля! В Перми подростку пришлось пройти 5 км под дождем из-за того, что он просрочил поездку на 4 минуты. «Согласно правилам, пересадку можно осуществить в течение 40 минут. Но автобус пришел через 30 минут, и кондуктор не сразу подошел, в итоге поездка оказалась просроченной на 4 минуты»,—сообщает источник.
Осенью прошлого года в Брянске кондуктор высадила 12-летнюю девочку, у которой закончились средства на транспортной карте. Школьница прошла пешком около 3 км. Подобные ситуации происходят периодически на протяжении последних лет четырех.
Дети есть дети: бывает, что и деньги теряют, и карту транспортную забывают. Причиной для высадки становятся просроченная справка, заблокированная транспортная карта. Весной детский омбудсмен возмутилась ситуацией, когда ребенка высадили из транспорта, потому что он хотел заплатить за проезд наличными. Деньги у ребенка не взяли—боялись заразиться коронавирусом через купюры.
Особый резонанс вызывали случаи, когда детей выгоняли из салонов зимой. В конце прошлого года в Новосибирске 10-летнюю девочку выгнали из автобуса из-за того, что у нее… не было справки школьника! При этом карта школьника, по которой дети оплачивают проезд, у девочки была. Но кондуктор решила, что этого мало, и выставила ребенка из салона. Плачущую девочку заметил водитель другого автобуса и довез до нужной ей остановки бесплатно.
Справедливости ради надо сказать, что сочувствующих, понимающих водителей и кондукторов много. Но и поощрять ездить «зайцем» как бы тоже нельзя…
Может, должна работать какая-то система, чтобы родители получали информацию о том, что их дети ездят «зайцем». Как это было сделано в Санкт-Петербурге: работники автобусного предприятия сообщают о подобных случаях сотрудникам полиции, а правоохранители передают детей-безбилетников родителям и составляют административный протокол за безбилетный проезд на родителя. Но опять же это дополнительная нагрузка на полицию, которая не таких «зайцев» должна ловить.
В общем, вопросы остались. Как только благая весть разнеслась по соцсетям, появились скептики. Кого-то возмутил факт того, что «каждый пацан» теперь абсолютно безнаказанно может не оплачивать проезд, тогда как все остальные вынуждены тратиться на билеты. Другие же не понимают, почему ограничительным возрастом сделали 16 лет. «А 17-летние что, не дети? Они разве не учатся?»—удивились иные. Кто-то предположил, что детей теперь просто не будут пускать в транспорт сами же перевозчики, пока они не покажут деньги или не приложат свою бесконтактную карту к валидатору. И если денег нет, то «выходи, дорогой…»

 

Оксана НЕПОМНЯЩИХ.

Оксана Непомнящих

Обозреватель ежедневной информационно-политической газеты "Слава Севастополя"

Другие статьи этого номера