Анютины дети

Прикосновение к истории

В течение долгих лет людская молва доносила восторженные отклики о тех или иных событиях, связанных с деятельностью прихода храма, расположенного в микрорайоне Стрелецкой бухты. При этом называли имя его настоятеля—отца Вячеслава Кулагина. Однажды добрый случай сподобил встретить группу самых юных представителей паствы батюшки—учащихся учрежденной им воскресной школы. Вместе со своими родителями и одним из наставников ребята поднялись на гору, нависшую над Оборонным. На ее макушке благоухают стариной местами покрытые мхом остатки приграничного укрепления православного средневекового княжества Феодоро. Здесь ни толща веков, ни пламя Великой Отечественной не стерли окончательно следы оборонительных стен, жилищ и церквушки у самого обрыва. С того дня окрепло желание не упустить возможность для обстоятельной беседы с отцом Вячеславом Кулагиным. Настал день, когда после вечернего богослужения священник указал мне на стулья вблизи аналоя. За окном сгущались сумерки. Под потолком пришлось снова зажечь светильники.

 

—Ваше преподобие, расскажите, пожалуйста, о храме, в котором мы в данную минуту находимся.
—Пятнадцать лет назад я был возведен в сан священника. В этом месте, считаю, надлежит добрым словом помянуть, по моему восприятию, православных верующих, достойнейших мужей—Виктора Пологова и Анатолия Токарева, в то время это были глава городского управления здравоохранения и главный врач городского родильного дома № 1. Движимые Святым Духом, Виктор Игоревич и Анатолий Григорьевич нашли меня с предложением служить в молельной ли комнате, в храме ли при упомянутом родильном доме. Как было не согласиться?! Для проведения богослужений определили подходящее в тех условиях помещение. Потребовалось некоторое время для установки необходимого оборудования. Октябрь 2006 года—дата совершения первой литургии.

—Таким образом, основанному вами приходу в нынешнем году исполнится 15 лет.
—Выходит, так. В течение первых восьми лет по копеечке, по рублю мы копили денежки на строительство храма. Благодетелей, благотворителей как не было, так и нет. На собранные скудные средства, было видно, задуманное культовое здание нам пока не поднять. Решили во дворе роддома № 1 первой возвести двухэтажную воскресную школу. С 2014 года под ее сводами проходят службы.

—У паперти, вижу, золотом горит маковка с крестом…
—Опять же все упирается в средства. Но с наступлением тепла купол и крест будут воздвигнуты на звоннице—там, где им и положено быть.

—Чуть далее, во дворе, виден также установленный крест…
—Им обозначена алтарная часть будущего храма. Пока при благоприятной погоде на горнем месте у нас проходят богослужения. Верим, что постепенно по кирпичику возведем храм такой, который сегодня воплощен в разы уменьшенном макете. Сегодня он выставлен на всеобщее обозрение.

—Ныне действующий с 2014 года в приспособленном помещении храм освящен в честь чудотворной иконы Божией Матери «Блаженное Чрево. В родах Помощница)». Четверть века назад настоятель Свято-Никольского храма-памятника, в то время благочинный Севастопольского округа отец Георгий Поляков, подарил редакции «Славы…» репринтное издание книги «Краткiя житiя святыхъ на весь годъ». Издание содержит перечень более чем двухсот чудотворных икон Божией Матери: Казанской, Владимирской, Виленской, Смоленской… В этот список святынь также внесена икона Божией Матери Бардовской («Блаженное Чрево»). Верующим она явилась в 1392 году. Ваша?
—Отвечаю в предложенном вам стиле: название «нашей» святыни, заметьте, несколько иное: «Блаженное Чрево. В родах Помощница». Первые упоминания о ней мы находим в источниках периода царствования Ивана Грозного. В тревожном 1919 году икону обнаружили в Киеве. По молитвенному обращению к ней рушились намерения женщин искусственно прерывать чадоношение. Тем святой образ и обратил внимание верующих. К нашим дням свидетельств чудотворений за иконой накопилось столько, что в 2006 году ныне покойный митрополит Киевский и всея Украины блаженнейший Владимир определил время чествования этой иконы, признанной чудотворной, 3 октября. Именно в этот день икона была обнаружена в «матери городов русских».

—Вы, батюшка, вспомнили, а я словно снова увидел блаженнейшего во время его пасторского посещения Севастополя, точнее—обители святителя Паисия Величковского в Морозовке. Его ослабленное недугами тело источало огромную силу, непоколебимую волю. Престольный образ у вас изобилует помещенными под стеклом дарами: ладанками, крестиками из драгоценных металлов… Батюшка, приведите в нашей беседе хотя бы один факт чудотворения, полученного по молитвам в этих стенах.
—Их очень много. Сведения о них мы заносим в специальный журнал. Помню девушку, скорее молодую женщину. С тревогой в сердце она готовилась к, казалось бы, неизбежному кесареву сечению из-за поперечного положения плода. В назначенный день недели у нас для чадоносящих проводится молебен перед чудотворной иконой с чтением посвященного ей акафиста. Юная прихожанка помолилась, перекрестилась, я ее благословил идти в палату. И, как стало известно, младенец перевернулся в чреве. Роды прошли естественным путем. Кесарева сечения не потребовалось! Редкий, если не редчайший случай. Он свидетельствует о силе Божией, о беспредельной любви Богородицы к чадоносящим.

—Отец Вячеслав, когда вы впервые переступили порог храма?
—Родом я из Александрова Владимирской области. Помните, в течение 13 лет из Александровой слободы Иван Грозный правил Русью…

—Случайно ли мы во второй раз в своей беседе называем имя Ивана Грозного?
—В Александрове действует древний Новодевичий монастырь. Вот мама и привела меня в главный храм обители на пасхальное богослужение. Глубоко впечатлили колокольный звон, горящие свечи, дух ладана, стройные песнопения.

—Атеистом вы себя ощущали?
—Меня не миновали пионерия, комсомол, химические опыты на уроках как доказательство отсутствия над нами высшей силы. Нынче удивляюсь, как в богоборческой каше не увяз живой интерес к устройству Церкви, совершаемой литургии, происходящему после нее. Мною овладела вера: в черную душу Бог не войдет. Спаситель на кресте распростер руки, обнимая мир. Он ждет каждого человека. Попроси Господа, и он станет рядом.

—До принятия священства вы овладели мирской специальностью?
—В 1983 году я окончил Ярославский медицинский институт. Четверть века работал по избранной специальности—хирургом. Два года стоял и у амвона, и за операционным столом. Одновременно врачевал и тело, и душу.

—Господь постоянно подает знак своего присутствия. Первым для себя ставлю схождение Благодатного огня. Нужно ли что-то после него говорить?
—По молитве Богу я трижды являлся свидетелем этого величайшего и убедительнейшего вселенского чуда—схождения Благодатного огня. Случалось, молодые люди со стороны смеялись в лицо: «И вы пришли поглазеть, как старик зажигалкой вызовет пламя?» Зачем объяснять? Всему свое время. Оно настигнет каждого.

—Не менее убедительны посылаемые небом (может, не каждому, но очень многим живущим) сигналы, если так позволено будет сказать, на бытовом уровне.
—Как вы понимаете, поступать в духовную семинарию я решился, преодолев значительную часть жизненного пути. И в силу особенностей здоровья меня тактично, но настойчиво отговаривали: «Оставь мысли о поступлении в духовную семинарию». Сам владыка, говорили, отказывался рассматривать мою кандидатуру. Я уповал на Божие содействие. Молился святителю Луке, Матронушке. Всецело положился на волю Господа. Иду на экзамены… Надо иметь глаза, чтобы увидеть знаки, посылаемые Богом, надо иметь уши, чтобы уловить то, что Бог тебе шепчет. Настал-таки день, когда сам владыка совершил чин рукоположения. Так я стал священником. Не чудо ли?

—Чудо, батюшка, творится на наших глазах. С противоположного конца города по мобильной связи давние друзья рассказывают о дочери Анюте—матери троих детей. И вот ожидает четвертого. Пошла к священнику посоветоваться: сделать аборт еще не поздно. Долгий разговор в храме побуждает молодую женщину отказаться от своих намерений. Не чудо ли, что в мир придет человек, который мог не появиться?..
—Мне рассказывали женщины, которые втроем поднимались в соответствующий кабинет. Но на полпути остановились у открытых дверей, за которыми совершалось богослужение. «Мы втроем,—сказала самая смелая,—развернулись и ушли домой. Могло бы случиться непоправимое».

—Готовясь к встрече с вами, отец Вячеслав, обратился еще к одной книге, на сей раз под названием «Ответы на 1140 вопросов о духовной жизни». Какие только темы в них не затронуты! И все важные, в том числе и такие: «Как смотреть на шоколадные конфеты?», «Как смотреть на пустые шутки?», «Как охранить себя во время трапезы от услаждения пищей?» Но среди 1140 из них нет вопросов по теме, избранной для нашей беседы. Не ответите ли вы, батюшка, как отдельным женщинам уходить от намерения искусственно прервать беременность.
—Кажется, мне известна эта книга. Наверняка вы говорите об изданном более столетия назад пособии для монашествующих и людей, желающих углубить свою веру.

—Верно, книга составлена «на основании творений святых отцов и подвижников благочестия».
—Им неведомы были проблемы, которые встали перед нами сейчас.

—Почему так случилось?
—Мир отходит от Бога. В Европе заповеди Божии нарушаются на законодательном уровне. Посмотрите: пошли однополые браки, кое-где допускается усыновление ими детей. Куда дальше? В консервативной Польше попытались запретить аборты, что вызвало в обществе неоднозначную реакцию. Наша Церковь стоит на том, что нельзя обращаться к искусственному прерыванию чадоношения, даже по медицинским показаниям. Если Бог заложил ребенка в чреве матери, то ей нести этот крест ради своего спасения. Не отказывайся от своего креста. Он дан из рук Божиих. Мы против уничтожения жизни, тем более во чреве, совершенно беззащитной.
* * *
…Перед тем как, завершая день, оставить храм, святой отец коснулся ковчежца с поясом Богородицы, освященного в Ватопедском монастыре на Афоне на подлинном поясе Девы Марии. (По милости Божией мой собеседник несколько раз посещал Святую гору). Настоятель зашел в алтарь, чтобы до следующего богослужения проститься с престолом. Отец Вячеслав преодолевал порог, опершись на мою руку. Очевидно, на дождь одолевала боль травмированной ноги. «Все недуги,—говорит батюшка,—снимает всеобъемлющее лекарство—молитва. Служу, исполняю все священнодействия. Господь дарует силы».
Было время, когда в строгом Севастополе допускалось существование лишь одного храма—Всехсвятского—на территории кладбища на улице Пожарова. Нынче счет приходов идет на десятки. Они и похожи, и разные. Все, в частности, горой стоят за сохранение зародившейся жизни. Но храм иконы Божией Матери «Блаженное Чрево. В родах Помощница»—на переднем крае.

 

 

А. Калько.

Фото автора.

Другие статьи этого номера