Будущее России не зависит от санкций. Будущее России зависит от нас В.В. Путин
Севастополь 14o

Кубок со змеевидным орнаментом из Крыма: загадка происхождения

Редкий стеклянный кубок конца II—середины III в. из некрополя «Фронтовое-3» (Севастополь) был изготовлен в одной из мастерских на периферии Римской империи: к такому выводу пришли ученые, исследовав декор, форму и состав стекла с помощью...

Редкий стеклянный кубок конца II—середины III в. из некрополя «Фронтовое-3» (Севастополь) был изготовлен в одной из мастерских на периферии Римской империи: к такому выводу пришли ученые, исследовав декор, форму и состав стекла с помощью метода энергодисперсионной рентгеновской спектроскопии. Сосуд, украшенный сложным змеевидным орнаментом, был сделан из стекла смешанного состава—это означает, что при его изготовлении мастера использовали стеклобой. Как правило, такая технология применялась в мастерских, испытывавших сложности с импортом высококачественного сырья.

 

«Найденный во «Фронтовом-3» кубок относится к дорогой и статусной посуде. Как правило, кубки с таким узором изготавливали в трех крупных стеклоделательных центрах—Кельне, Паннонии (территория современной Венгрии) или Сиро-Палестинском регионе—из высококачественного египетского сырца. Находка из «Фронтового-3» выделяется из этого ряда: судя по составу стекла, он не мог быть создан ни в одной из известных мастерских. По декору сосуд похож на рейнские кубки, но его форма не соответствует западноевропейским образцам. Кубок невозможно ассоциировать ни с одним центром, и в этом, собственно, и заключается интрига»,—заявила научный сотрудник отдела классической археологии ИА РАН Лариса Голофаст.
Кубок из цветного стекла с орнаментом был найден в 2018 г. в погребении конца II—середины III в. могильника «Фронтовое-3» недалеко от Севастополя. Могильник не был разграблен в древности, как большинство некрополей римского времени, поэтому археологи смогли полностью исследовать его и проследить, как менялись культура и быт местной варварской общины на протяжении почти 300 лет. Изучение находок показало, что местные жители находились под сильным влиянием Римской империи, главной базой которой в Крыму был Херсонес.
Археологи под руководством Алексея Свиридова изучали гробницу с двумя камерами-подбоями. В одной из них находилось захоронение мужчины среднего возраста, в другой—женщины 25-45 лет. В женском погребении и был обнаружен кубок рядом с другими предметами, указывающими на средний уровень достатка: бронзовыми и серебряными перстнями, фибулами, бисером из стекла и фаянса.
Кубок изготовлен из бесцветного прозрачного стекла с легким зеленоватым оттенком и украшен растительным орнаментом из непрозрачного белого и полупрозрачного бирюзового стекла—стилизованные изображения побегов и листьев плюща. Этот декор известен под названием snake-thread decoration, или Schlagenfaden Glas, то есть «змеевидный», потому что линии орнамента напоминают извивающихся змей. Такие кубки относятся к разряду предметов роскоши: посуда этого типа была неотъемлемой частью сервировки стола сельской и городской элиты и, как правило, встречается лишь в богатых захоронениях.
«Это очень редкий сосуд—таких в Крыму и во всем Северном Причерноморье найдены единицы. Археологи находят в Западной Европе такие кубки в статусных и очень богатых могилах. У нас он происходит из совершенно обычного захоронения, при том, что в некрополе «Фронтовое-3» есть богатые погребения. Это факт интересный и необъяснимый»,—рассказала научный сотрудник отдела классической археологии ИА РАН Лариса Голофаст.
Археологи находят сосуды, украшенные змеевидным орнаментом, в некрополях римского времени в Западной Европе, Италии и Сиро-Палестинском регионе. Существуют две версии происхождения этой техники. По одной из них, она зародилась в Египте и Сиро-Палестинском регионе, откуда была перенесена в Западную Европу. Согласно второй, данная техника была изобретена в Кельне примерно в 160-170 гг. и позже попала на Восток. Так или иначе, эта декоративная техника была распространена в Европе, Северной Африке и Средиземноморском регионе в III в. и полностью вышла из обращения к началу IV в.
Нанести такой орнамент мог только высококлассный мастер: чтобы получить узор, нужно было прикрепить к поверхности сосуда комок горячего стекла и вытягивать из него нити. Делать это нужно было очень быстро и без права на ошибку: раскаленные стеклянные нити при контакте мгновенно сплавляются с основой, и изменить неточный рисунок в дальнейшем будет уже невозможно.
Быстрому распространению моды на посуду со змеевидным орнаментом способствовали привычки и вкусы римских чиновников, которых присылали на места из столицы. Они привозили с собой вещи, которыми привыкли пользоваться, и прививали вкус к привычной им роскоши местной элите. Также большую роль в распространении римской культуры играли странствующие мастера, которые переезжали вслед за легионерами на место новой дислокации римских военных подразделений. Переезжающие мастера-стеклоделы организовывали там стекольные мастерские, привозили с собой новые технологии, инструменты и изготавливали посуду, которая приобретала популярность и у местного населения.
В каждом из крупных стеклоделательных центров, в которых производили сосуды со змеевидным орнаментом, сложился свой стиль. Для Сиро-Палестинского региона характерны сосуды из бледно-зеленого или бесцветного стекла и орнаментация, часто в виде птиц или птиц и змей, выполненная из стекла того же цвета, что и весь сосуд. Рейнские мастера изготавливали сосуды в основном из бесцветного стекла, а узоры наносили цветными и значительно реже—бесцветными нитями, на которых оттискивали орнамент в виде рельефных параллельных линий. В Паннонии были распространены сосуды из бесцветного стекла, украшенные орнаментом из стекла того же цвета, что и весь сосуд, или из стекла непрозрачного желтого, белого, темно-синего и бирюзового цвета.
Найденный во «Фронтовом-3» сосуд, безусловно, относится к импортной дорогой столовой посуде. Однако, по словам исследователей, определить его место производства по форме, цвету и характеру декора не представляется возможным.
Чтобы определить возможное место происхождения кубка из «Фронтового-3», ученые изучили химический состав стекла с помощью метода сканирующей электронной микроскопии с энергодисперсионным рентгеноспектральным анализом. Исследование показало, что в стекломассе, из которой был сделан кубок, содержатся два обесцвечивателя—сурьма и марганец. Это говорит о том, что масса, из которой был изготовлен сосуд, содержала примесь стекла вторичной переработки, то есть стеклобой.
«В римское время существовало разделение производственных стеклоделательных процессов: в «первичных» мастерских, преимущественно сиро-палестинских и египетских, варили сырец. Затем полуфабрикаты распространялись по разветвленной сети «вторичных» мастерских Римской империи, производивших готовые изделия, но не варивших стекло самостоятельно. В сырце из стекловаренных центров всегда присутствует только один обесцвечиватель. В стекле кубка из «Фронтового-3» содержатся два компонента»,—пояснила научный сотрудник отдела археологии эпохи великого переселения народов и раннего средневековья Института археологии РАН Ольга Румянцева.
Как отметила исследователь, кубок отличается высоким качеством изготовления, и визуально использование стеклобоя незаметно: нет ни пузырьков, ни темных включений. Это свидетельствует о том, что стеклобой отбирался очень тщательно: он был также бесцветным и высокого качества. Но вторичное использование стекла в производстве престижной столовой посуды—явление, не характерное для большинства европейских материалов конца II—первой половины III в.
«Вероятно, это связано с тем, что мастерская, в которой был изготовлен кубок, испытывала недостаток полуфабрикатов—стекла-сырца и поэтому использовала «вторсырье», впрочем, очень качественное и тщательно отобранное. Скорее всего, кубок был изготовлен в одной из мастерских на периферии Римской империи, но совершенно точно—на европейской территории»,—рассказала Ольга Румянцева.

 

По материалам газеты «7я».

Губернатор Севастополя Михаил Развожаев сообщил, что власти города реконструируют улицу Капитанскую в рамках создания парка Музейно-мемориального комплекса «Защитникам Севастополя 1941 – 1942 годов» на мысе Хрустальном. На работы потратят 2 млрд рублей. «При строительстве...

И.о. директора департамента образования и науки Севастополя Лариса Сулима в ходе аппаратного совещания доложила, что межведомственная комиссия проверила готовность образовательных учреждений ко Дню знаний. По ее словам, межведомственная комиссия работала в период с 1...

В тг-каналах вызвал особый резонанс видеоролик, в котором сотрудница игровой комнаты в ТЦ «Муссон» не пустила 9-летнюю девочку с аутизмом в игровую комнату. По ее словам, данная мера принята в целях безопасности девочки и...

Губернатор Севастополя в своем тг-канале поздравил севастопольцев с Днём Государственного флага Российской Федерации. «…Наш флаг — один из важнейших символов Российской государственности. Сейчас, когда русофобия в западном мире зашкаливает, наш триколор — это ещё...

В финал регионального этапа главного педагогического конкурса «Учитель года России» 2022 года вышло 86 участников. В том числе финалисткой стала учитель «ШКОЛЫ ЭКОТЕХ+» Наталья Караулова. Она педагог с 8-летним стажем. Преподаёт английский и немецкий...

По поручению губернатора Севастополя Михаила Развожаева в городе ведётся замена газового оборудования ветеранам Великой Отечественной войны. Работы выполняются в рамках оказания дополнительных мер соцподдержки ветеранов Великой Отечественной войны.  Замена оборудования ведётся за счет средств...

Все новости рубрики АРХИВ