Выход из Болонской системы: бакалавриат и магистратуру не отменят, но специалитет расширят

Богатство мастера

Выход России из Болонской системы не означает автоматического отказа от системы бакалавриата и магистратуры, но расширит спектр специалитета.
Об этом заявил ректор СевГУ Владимир Нечаев.

 

«Болонская система не сводится к магистратуре и бакалавриату. Это традиционные формы высшего образования, которые существовали еще в императорской России и сейчас существуют в странах, не входящих в систему. Болонская декларация была подписана европейскими странами в 1997 году для образования единого рынка труда и образования. Россия присоединилась к ней, потому собиралась гармонизировать свою образовательную систему с образовательной системой Европы. Это было частью движения на Запад. Сегодня на фоне происходящих геополитических изменений совершенно очевидно, что этот курс оказался несостоятельным: глобальный Запад Россию как полноправного партнера не принял, единого рынка образования и труда так и не сложилось»,—сказал В. Нечаев.
Сейчас, по его мнению, Россия делает решительный шаг к тому, чтобы выстроить свою систему образования, которая будет соответствовать ее национальным интересам и станет точкой притяжения для других стран (ЕАЭС, БРИКС).
«Войти дважды в одну и ту же реку невозможно. Советская система образования была в свое время одной из лучших в мире, но она была построена для советской плановой социалистической экономики, где было распределение студентов после вуза, Госплан предусматривал прием под развитие отраслей экономики. Сейчас в России рыночная экономика. Вставить советскую систему в прежнем виде в современные реалии не получится, хотя она должна быть одной из основ национальной системы высшего образования»,—отметил ректор.
Он уверен, что Россия должна и использовать советские разработки, и сохранить лучший опыт, приобретенный за последние 20 лет.
«Болонская система оказалась неподходящей для подготовки выпускников под конкретную специальность с высоким объемом требований. Это очень важно для областей, где на первом месте стоят безопасность, качество. Например для медицины, инженерного дела (атомная энергетика—вся на специалитете), для транспортных специальностей, архитектуры. Сейчас принято решение расширить сферу специалитета в инженерных направлениях с учетом задач импортозамещения и реиндустриализации экономики. Это похоже на задачи, которые решал СССР в 30-е годы прошлого века. Для возрождения технологического суверенитета страны потребуется большое количество специалистов-инженеров.
Из опыта последних 20 лет я взял бы наработки по практическим прикладным навыкам. Сегодня очень быстро происходят технологические изменения, и человек должен оперативно перестраиваться, быть гибким и адаптивным, уметь осваивать новое оборудование»,—подчеркнул В. Нечаев.
В новой системе образования останется место и для магистратуры как предварительной стадии перед аспирантурой, и для бакалавриата: «Это связано и с задачами экспорта образования, потому что мировая система в основном работает в системе «бакалавр—магистр—доктор». Если РФ хочет привлекать значительное количество студентов из дальнего зарубежья, то должны сохраняться стандарты, понятные за рубежом. Это будет проявлением мягкой силы нашей страны».
При этом, по мнению ректора СевГУ, необходимо сузить спектр магистратур, на которые смогут поступать бакалавры. К примеру, историк не сможет стать магистром радиотехники.

 

Управление информационной политики СевГУ.

Другие статьи этого номера