Будущее России не зависит от санкций. Будущее России зависит от нас В.В. Путин
Севастополь 18o

Больше, чем работа

Профессия реставратор

Профессия реставратор

Реставраторы восстанавливают антикварные картины, старинные дома и в целом позволяют нам увидеть этот мир таким, каким он был несколько веков назад. Весь февраль в диораме проходили уникальные экскурсии – можно было посмотреть, как идёт  реставрация полотна «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 г.». Конечно, мы не могли упустить такую возможность и пошли, чтобы своими глазами все увидеть и вам рассказать. Мы познакомились с Асией Назаровой - художником-реставратором Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И. Э. Грабаря, которая нам и рассказала о своем творческом пути и реставрации картины.

Асия, расскажите, как вы пришли в профессию?

– Когда я училась в художественном лицее им. Иогансона - там я получала и  общее и художественное образование, в восьмом классе нас пригласили на день открытых дверей в Академию художеств. Графики, архитекторы, живописцы всё нам показывали и рассказывали. И вот, нас провели в отдел реставрации. Мне показалось что это какое-то таинство невероятное - всё за железными дверями, много микроскопов, рентген аппарат, всё такое волшебное. И тогда мой выбор был сделан – точнее у меня появилась мечта – стать реставратором.

Где учат реставраторов?

– Я закончила Санкт-Петербургскую академию художеств имени Ильи Репина. Мне посчастливилось учиться у замечательных преподавателей – Юрий Григорьевич Бобров, например, до сих пор преподаёт. Это профессия, где всегда учишься новому: мы очень тесно сотрудничаем с Эрмитажем, с другими институтами, принимаем участие в реставрационных советах. Понимаете, мы же как врачи, одна ошибка и мы теряем историческое наследие. В университетах в одном учебном потоке от четырех до шести человек. У меня курс был 4 человека. Там мы сразу учимся на практике, может быть не очень ценных вещах, но это всё равно художественное произведение и, чтобы преподаватель мог наглядно показать и объяснить – у нас практически индивидуальное обучение. У нас были и такие обязательные предметы как физика, биология, химия, например, мы изучали как нейтрализовать кислоты на поверхности стареющего полотна, потому что это, является одной из главных причин разрушения произведения искусства. Списать на экзаменах было невозможно.

– Обязательно ли быть художником и знать историю, чтобы быть реставратором?

– Конечно, без этого никак. Вы не будете видеть цвет, не сможете восстановить предметы или утраченные детали. Например, у героя картины нет части руки, её нужно восстановить. В таких случаях мы, по согласованию с музеем, чаще всего делаем условную тонировку. Для восстановления используем архивные фотографии. История тоже очень нужна. Например, когда реставраторы работают со скульптурами или предметами интерьера, может быть обнаружено, что очень похожий предмет храниться в другом музее. И по нему можно узнать, как выглядел предмет реставрации до многочисленных вмешательств. Именно поэтому у каждого реставратора узкая специализация.

Картина после реставрации – это уже не оригинал?

– Нет, почему? Это как раз-таки оригинал. Мы не внедряемся в авторский слой, подбираем такие составы, которые не реагируют с авторской красочной живописью. Мы стараемся, наоборот, убрать более поздние, реставрационные наслоения.

Я пришла в музей, а на тёмной картине 16 века появилось голубое небо. Как это возможно?

– Волшебство реставрации (смеётся). На самом деле, действительно, вы можете заметить изменения на полотне после реставрации. Всё дело в том, что раньше не было понимания научной реставрации – было поновление. Вот картина потемнела, начала осыпаться, и вместо того, чтобы её укреплять, восстанавливать только в пределах утрат, как это делаем мы, её раньше просто прописывали заново – одним слоем, вторым. Сейчас с помощью рентген аппарата мы можем увидеть места утрат авторского красочного слоя и восстановить только их, а само полотно – укрепить.

И когда с помощью современных технологий реставрации мы убираем верхние реставрационные слои, очищаем загрязнения, а с помощью офтальмологического микроскопа и пинцета ниточку за ниточкой восстанавливаем полотно – картина вновь играет яркими красками.

Как работают современные реставраторы?

– Мы не приступаем к работе не изучив полотно. Что это значит? Мы делаем исследования при помощи рентгенов, инфракрасного излучения и ультрафиолета, видим, где есть реставрационные вмешательства, а где авторский окрашенный слой. Регулярно проводим реставрационные советы, на которых все этапы обсуждения и принятые решения заносятся в протокол. Мы запрашиваем архивные фотографии, ранее сделанные снимки рентгена, все изучаем и  только потом приступаем к работе -  также было и с полотном диорамы.

– Какие сложности у вас в работе именно с полотном диорамы?

– Размер холста батальной сцены очень большой – 25,5 на 5,5 метров, а картину  нужно видеть целиком, чтобы ничего не потерять из виду. Сложность также в том, что полотно висит, то есть мы устанавливали специальные упоры, чтобы можно было его с оборота гладить – устранять продавленности. Мы насчитали 52 заплатки на полотне. Почему они появляются, остаётся только догадываться: возможно при предыдущей реставрации, когда собирали или разбирали «леса» или при демонтаже. Но несмотря на трудности – это очень интересная работа, я никогда не забуду эту реставрацию.

– Что уже сейчас сделано?

– Картина укреплена, убраны загрязнения, подведён реставрационный грунт, состыкованы и удалены все прорывы. И сейчас уже перешли к завершающему этапу – работаем с красочным и лаковым слоем. Когда все работы будут завершены, мы покроем полотно реставрационным лаком.

Есть ли у вас хобби? Чем занимаетесь в свободное время?

– Моя работа – это моё хобби.

Комментарии

Оставить комментарий

Все новости рубрики СОБЫТИЯ И ФАКТЫ