Это произошло за счет упорядочения системы предоставления льгот и естественной убыли людей Решением Конституционного суда Украины практика ограничений по категориям населения, которым в соответствии с действующим законодательством предоставляются льготы, признана незаконной. Однако с этого года количество граждан, которые могли рассчитывать на помощь со стороны государства по оплате жилищно-коммунальных услуг, сокращено. Не по категориям населения, а по численному составу семьи. Статьей 60 закона «О государственном бюджете Украины на 2003 год» определен круг лиц, входящих в состав семьи льготника. По разъяснению управления труда и социальной защиты населения городской госадминистрации отныне к членам семьи относятся: жена (муж), несовершеннолетние дети (до 18 лет), член семьи, который проживает с инвалидом войны 1 группы, ухаживает за ним (при условии, что инвалид войны не состоит в браке), нетрудоспособные родители (мать, отец — инвалиды 1,2 группы или пенсионеры по возрасту), лица, находящиеся под опекой граждан, имеющих льготы. Льготы из местных бюджетов предоставляют, к примеру, инвалидам 1, 2 группы, и распространяются они только на получателя льгот. Но если семья воспитывает ребенка-инвалида, то льгота распространяется на всех членов семьи.
К сожалению, принятие бюджета Украины на 2003 год печально отразилось на льготной категории населения. По словам директора ГКП «Севтеплоэнерго» Михаила Андреева, «декабрьские справки устарели». В результате к окошкам абонентских служб всех предприятий, предоставляющих коммунальные услуги населению, в январе вновь выстроились нескончаемые очереди из желающих подтвердить свое право на льготу. И здесь ситуация складывается странная. С одной стороны, сотрудники той же теплосети уверили население в том, что «можно не спешить» (все равно до создания полной базы данных рассылаются счета без учета льгот — потом будет произведен перерасчет).С другой стороны, по их прогнозам, до конца февраля перерегистрацию пройдут все льготники. Причем будет их не 34 тысячи, как раньше, а тысяч 30-32. Недостающие две-четыре тысячи — это те, кто пользовался фальшивыми справками, льготами уже умерших людей и, как это ни печально, сами «естественно убывшие».
Для упорядочения предоставления льгот и целевого использования средств в настоящее время проводится персонифицированный учет получателей льгот. В соответствии с постановлением Кабинета министров единый реестр получателей льгот создают отделы персонифицированного учета в системе управлений труда и социальной защиты населения районных государственных администраций. Программа развивается для плавного перехода на адресную денежную помощь. Кроме того, с 2003 года районные отделы труда и социальной защиты населения стали главными распределителями финансовых средств. Поэтому севастопольцам, имеющим право на льготы в соответствии с действующим законодательством или решением городского совета, необходимо представить туда документы на подтверждение льгот.
Евгений ДОНЦОВ, начальник отдела по делам защиты населения от последствий чернобыльской катастрофы управления по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий чернобыльской катастрофы:
— Как и в прошлом году, бюджетом Украины на 2003 год предусмотрено финансирование на погашение задолженности по выплатам чернобыльцам. На этот раз выделяется 200 миллионов гривен. Но если в целом по Украине такая задолженность чернобыльцам составляет 700 миллионов гривен, то понятно, что в этом году она полностью погашена не будет. А по Севастополю долг государства гражданам этой категории составляет 500 тысяч гривен. Задолженность будет погашаться частично, по мере поступления средств. Текущие проплаты в соответствии с Бюджетным кодексом Украины производятся с января 2003 года.
По расчетам специалистов для исполнения закона «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы» в полном объеме нужно в целом по Украине 9 миллиардов гривен. Бюджетом Украины на 2003 год предусмотрено 1 миллиард 600 миллионов гривен — 21 процент. Это и приводит к тому, что образуется задолженность, а какие-то статьи закона не могут быть реализованы ввиду того, что просто-напросто отсутствует по ним финансирование.
В то же время выплаты на продукты питания, оплата медикаментов осуществляются за счет защищенных статей бюджета, то есть финансируемых на 100 процентов.
В коммунальных расчетных центрах одновременно столпились сотни и сотни ветеранов войны, чтобы сдать ксерокопию с удостоверения участника боевых действий и жэковскую справку о составе семьи.
В «Теплоэнерго» в ужасной давке промучился целый день, чтобы сдать эти бумажки. А в пятницу, 14 февраля, по этому же вопросу посетил водоканал. Снова ужасная давка в душном помещении, крики, обоюдные оскорбления, проклятия в адрес начальства. Занял я очередь и отправился к начальнику расчетного центра. Рассказал о безобразной, безответственной организации работы в расчетном центре и посоветовал, чтобы в одном окошке одна сотрудница собирала от ветеранов эти справки, а остальные посетители в других окошках пусть производят свои долгие и нудные перерасчеты.
Начальница выслушала и сказала, что иначе быть не может, что все должны быть в одной очереди.
Я, больной, старый человек, и другие, такие, как я, промучились в этой душегубке целый день и только к 18.00 удалось сдать подтверждения, а многие не успели и ушли домой. Сотрудники ведут себя вызывающе: грубят, оскорбляют стариков, а начальство не желает навести порядок.
Если в нынешнем году уже поздно организовать эту работу, то нужно учесть это в следующем году. Нельзя отравлять ветеранам войны их последние годы жизни.