Утвержденное городским советом «Положение о реконструкции чердачных и мансардных помещений» некоторые официальные лица во властных структурах города пытаются представить как градостроительную программу нашего города. Это Положение по своему содержанию не может быть градостроительной программой. Претворение его в жизнь чревато непоправимым ущербом.
Жильцы дома N 13 по ул. Ленина так же, как и все жители городского кольца, выражают свое отрицательное отношение к этому документу и настаивают на отмене его действия.
Почему? Жители центрального городского кольца, считая указанный район архитектурно-историческим памятником города-героя, не могли даже предположить о возможности реконструкции чердачных помещений, надстройки и повышения этажности зданий этого района.
В статьях Ирины Каратаевой в газете «Слава Севастополя» от 30, 31 июля и 8 августа 2003 года объективно отмечались неоднозначная оценка Положения населением, общественными организациями города и трудность проблем, возникающих при реализации Положения. Основной автор Положения начальник управления по вопросам имущества коммунальной собственности городской госадминистрации С.А.Фролов по просьбе редакции газеты пытался доказать положительное влияние реконструкции чердачных и мансардных помещений на жизнь и положение жильцов — граждан города. В газете «Слава Севастополя» за 31 июля опубликовано его интервью корреспонденту газеты Ирине Каратаевой. Его доводы крайне неубедительны и не встречают понимания читателей. Разве могут серьезно восприниматься жителями города его утверждения: «Положение об организации и проведении реконструкции чердачных и мансардных помещений является прежде всего градостроительной программой нашего города и предусмотрено генеральным планом развития Севастополя».
Севастопольцы, любящие свой город и его неповторимый архитектурный облик, не могут согласиться с таким утверждением. Жители Севастополя старшего поколения помнят, как после посещения города-героя руководителями Советского государства И.В.Сталиным, А.Н.Косыгиным и Н.А.Вознесенским 25 октября 1948 г. Совет Министров СССР принял специальное постановление «О восстановлении города и главной базы Черноморского флота Севастополя». Постановлением предусматривалось строительство заново города Севастополя в жестко установленные сроки. При Совете Министров СССР было создано Управление по восстановлению Севастополя. При этом управлении был сформирован трест «Севастопольстрой».
С огромным напряжением и высокими темпами город строила вся страна. В результате самоотверженного труда десятков тысяч строителей был воссоздан город-герой, ставший предметом особой гордости севастопольцев, вызывающий восхищение людей, посещающих город.
Особая гордость Севастополя — «городское кольцо» с его улицами, площадями, дворцами, музеями, памятниками, бульварами и скверами. Городское кольцо — это завершенный архитектурно-строительный ансамбль — лицо города.
Однако со времени постройки основных сооружений городского кольца минуло более 50 лет. Обветшали многие здания, выслужили свой срок строительные конструкции, инженерные сети, требуют капитального ремонта крыши. Денежных средств для поддержания домов в нормальном эксплуатационном состоянии или для производства их капитального ремонта, как заявил С.А.Фролов, город не имеет.
Как выход из положения городской совет предлагает сегодня план реконструкции чердачных и мансардных помещений и утверждает соответствующее Положение.
Как известно, значительную часть жителей городского кольца составляют пенсионеры и служащие, финансовые возможности которых ограничиваются пенсией или заработной платой, которые не позволят им принять участие в самофинансировании ремонтных работ. Ни один житель городского кольца не стал «заявителем» на участие в реконструкции чердачного помещения своего дома и не дал согласие на привлечение к этим работам «заявителей» или инвесторов. Единственно возможным вариантом реконструкции чердачных помещений останется допуск к этим работам «заявителей», не имеющих никакого отношения к дому, а то, наверное, и к городу.
РЭП-3 и РЭП-17 известили жителей подведомственных домов о наличии таких «заявителей». Понятно, что ни один здравомыслящий «заявитель» и инвестор не возьмется за реконструкцию чердачного помещения, если в ее результате он не получит дополнительные помещения, эксплуатация которых позволит не только окупить расходы на строительство, но и получить дополнительную прибыль. Возникнет необходимость возведения надстроек или повышения этажности домов. Такая возможность Положением допускается. Таким образом администрация города предоставляет «заявителю» возможность создания дополнительной жилой или служебной площади в центральной части города.
Весьма заманчиво для «заявителей» и инвесторов получить в центре города уже подготовленные площадки для развертывания строительства. Такое строительство приведет к изменению архитектурного облика города, оно противоречит закону Украины 2002 года «Об охране исторической среды», который допускает только реставрацию подобных зданий, но ни в коем случае не реконструкцию.
Принятое городским советом Положение не содержит конкретного градостроительного плана. Оно дает лишь право некой создаваемой комиссии определять содержание и объем работ по реконструкции каждого объекта.
Градостроительный план, основанный на реконструкции чердачных и мансардных помещений, чем-то напоминает горбачевский план «перестройки», который не содержал конкретных мероприятий и не предопределял последствий его осуществления. Результатом горбачевской «перестройки» явились распад Советского Союза, разрушение экономики страны и обнищание основной части населения страны.
Нетрудно догадаться, к каким негативным последствиям может привести реализация решения городского совета о реконструкции мансардных помещений.
Население города в основном негативно оценило Положение и активно высказало свое отрицательное отношение к решению городского совета.
Развернутую правовую оценку Положения о реконструкции чердачных и мансардных помещений дал в своей статье «Над крышей дома моего» в «Славе Севастополя» от 15.08.03 г. контр-адмирал в отставке А.Жиделев.
Мы, жильцы дома N 13 по ул. Ленина, полностью согласны с этой оценкой. Мы надеемся, что действие решения городского совета от 10.06.03 г. N 1158 будет отменено как не соответствующее законам Украины и не отвечающее интересам жителей города. К этому мы призываем депутатов Севастопольского городского совета.
По поручению жильцов дома N 13 по ул.Ленина
Уважаемая редакция газеты «Слава Севастополя! С интересом прочитал в вашей газете ряд полемических материалов, посвященных перестройке чердаков и постройке мансард жилых домов в нашем городе. И решил высказать свое мнение по этому поводу.
Я один из тех, кто хочет участвовать в этом проекте. Живем мы на 3-м этаже 3-этажного дома, у нас достаточно большая семья — 5 человек. Мы обращались в рэп по поводу занятия чердачного помещения на протяжении 2-х лет, но не могли получить разрешение, поскольку не было никаких механизмов, регулирующих эти вопросы. Сейчас такой документ наконец появился.
Не буду останавливаться на правильности этого постановления с юридической точки зрения — я не юрист в отличие от иного пенсионера, уверенно рассуждающего на эту тему на страницах вашей газеты. Но мне кажется, что многие из тех, кто категорически против застройки и переделки чердаков, невнимательно прочитали постановление горсовета (если читали).
Прежде всего есть смысл вдуматься в то, что касается опасности разрушения домов в результате перестройки чердаков. Там сказано, что первым этапом для застройщиков после подачи заявления является приглашение комиссии ГАСК для всестороннего обследования дома на предмет возможности такой перестройки. Комиссией проводится обследование всего дома, в том числе и фундамента, а не только чердаков и кровли. Производится конкретный расчет нагрузок. Работа такой комиссии оплачивается заявителем и стоит несколько тысяч гривен.
Далее. В письмах возмущенных жителей города, требующих запретить застройку чердаков, я вижу больше эмоций, чем справедливых требований. Например, требуют согласия на перестройку всех жильцов дома. Во-первых, неудобства при перестройке коснутся только жильцов верхних квартир, а во-вторых, что значит согласие? В нашем доме тоже прошло собрание и, естественно, жильцы против перестройки. Хотя теперь все из них знают, что в данном конкретном случае никто не собирается строить у них над головами мини-гостиницы, офисы или спортивные залы. Но в нашем доме подавляющее число квартир принадлежит пенсионерам, в квартирах живут по два человека и средств на такую масштабную работу ни у кого из них нет, да и желания тоже.
Поймите меня правильно, я не против, чтобы учитывалось мнение жильцов верхних этажей, но они должны выдвинуть конкретные требования к застройщику. Например, шумоизоляция, гидроизоляция, термоизоляция, ответственность за перенос коммуникаций с чердачных помещений. На деле получается, что строить нельзя порой лишь потому, что кто-то не хочет или не может участвовать в переоборудовании или строительстве, а раз так, то и другим они не позволят. Уверен, что подавляющее большинство разумных требований жильцов вполне разрешимо, но свой отказ относительно строительства нужно аргументировать в каждом конкретном случае.
И еще. Почему-то в письмах и статьях вашей газеты все забывают упомянуть о том, что разрешение на застройку чердаков дается отнюдь не бесплатно. Каждый квадратный метр чердака (причем от кромки до кромки) стоит 100 гривен. Например, право на застройку нашего 2-подъездного дома на 12 квартир стоит чуть больше 42 тысяч гривен. Прикиньте, сколько это будет в масштабах города. Например, жильцы дома вправе тогда требовать, чтобы эти деньги (если не все, то хотя бы определенная часть) были потрачены на ремонт дома и благоустройство двора. Поверьте, на эти деньги можно многое сделать для конкретного дома.
Насчет безопасности и устранения возможных неудобств во время строительства, как то: снятие крыши, перенос теплоцентралей. Тут я, поверьте, заинтересован более других, ведь здесь живет и моя семья.
С архитектурным обликом центра тоже можно решить. Например, единообразно сделать кровли хотя бы по примеру апартаментов «Никита» или молодежной гостиницы на улице Воронина.
Вообще-то я бывал во многих странах и почти везде видел выстроенные пентхаузы на крышах домов, гостиниц. На месте городских властей я разрешил бы постройку жилых мансард на крышах пятиэтажных домов. Там почти повсеместно плоские крыши и много свободного пространства. Город получил бы немалые деньги, а сотни, если не тысячи людей улучшили бы свои жилищные условия. Сейчас же наши чердаки — тысячи квадратных метров потенциального жилья.
Возвращаясь конкретно к своему случаю, скажу, что я периодически бываю на нашем чердаке. Поскольку теплоцентрали дома проходят по чердаку, помещение облюбовали бомжи. Валяются вшивые матрацы и ватники, вокруг человеческие экскременты (извините за подробности), видны следы от костров. Окна на чердак несколько раз забивались, но это помогало на несколько дней. К сожалению, никто из тех, кто говорит, что это наша общая собственность, ни разу не поднялся наверх и не изъявил желания хотя бы там прибрать. На нашей лоджии сделали хороший ремонт, мой сын вместе со своей учительницей расписал стену цветами — получилось довольно красиво, многие обращали свое внимание на нашу лоджию с улицы. Через два месяца сверху протекла вода, и вся работа пошла… сами знаете куда. Конечно, виновных нет.
Хочу обратиться к читателям газеты. Решать этот вопрос нужно разумно, а не по принципу: если не мне, то никому.