Экологи бьют тревогу: за последнее десятилетие флора полуострова утратила 39 видов редких растений, а свыше 20-ти — оказались на грани полного исчезновения. Но пока часть общества думает, как сберечь редкие растения, какие штрафы применять, другая в это время срывает подснежники, оголяя лесные поляны.
Похоже, это налаженный бизнес. Причем в Крыму им занимаются селами. В разгар «сезона» туда подъезжают крутые иномарки и загружаются подснежниками. Их скупают у местных жителей по бросовым ценам. Выручка от оптовой продажи помогает многим из селян прожить день-два. А что говорить о дельцах, получающих прибыль от реализации? Размах преступного бизнеса трудно представить, если учесть, что торговля в нашем городе и в Крыму — лишь верхушка айсберга.
На одном из «круглых столов» председатель акционерного общества «Озеленитель» Леонид Золотухин заверил, что нет ни одного предпринимателя в городе, который бы выращивал подснежники в теплицах. Куда проще поехать в лес с косой.
А раз реализация приносит доход, то еcть и стремление к ее расширению. В том числе с учетом климатической зоны: чем севернее, тем далее отодвигается наступление весны. Сначала первоцветы везут в промышленные районы Украины — Донецк, Днепропетровск, Харьков, Киев. Затем их поставляют в Санкт-Петербург, Москву, где стоимость букетика порядка… страшно назвать цену. Реализаторы ждут в Воркуте, Норильске, Мурманске, Архангельске. Не исключено, что в эти районы отправляются груженые фуры. Уже ясно, что если не пресечь глобальное расширение рынка сбыта, то это отзовется истреблением части уникальной крымской флоры.
По мнению кандидата биологических наук Николая Шадрина, есть два пути решения проблемы. Прежде всего власть, которая уже создала местную законодательную базу для охраны уничтожаемых растений (а площадь, занятая ими, катастрофически уменьшается), должна обеспечить выполнение своих же решений. Второе: экологам надо продолжать пропаганду. Конечно, на дельцов теневого бизнеса призывы к сохранению окружающей среды не действуют. Остается надеяться: те, кто покупает подснежники, задумаются, что они тем самым стимулируют уничтожение этих растений. Экологи через СМИ взывают к совести и сознанию горожан — потенциальных покупателей. Заместитель председателя президиума городской организации общества охраны природы Валентин Шестак сравнивает торговлю краснокнижными растениями с наркобизнесом. Там аморален тот, кто продает наркотик, так как вредит здоровью людей. В случае с подснежниками в принципе заслуживает упрека и тот, кто их покупает, так как финансирует цепочку бизнеса на первоцветах, наносит ущерб экологии Крыма, в том числе и нашей. При этом криминальные структуры изощряются в методах реализации, в частности привлекают к делу пожилых людей и инвалидов. У кого не возникнет жалости, скажем, к девушке в инвалидной коляске, желания помочь, купив у нее скромные подснежники?
Представители Севастопольской городской организации общества охраны природы ведут пропаганду в определенном направлении совместно с коллегами из Санкт-Петербурга и Москвы, других регионов.
Защитники природы призывают не покупать нежные букетики, чтобы таким образом помочь сохранить ценные для окружающей среды подснежники — «глаза Земли».
Александр ГРИНЕНКО, инженер:
— Мне кажется, что мало кто видит в этом разницу. Но одно дело, когда цветы специально выращиваются на продажу, скажем, тюльпаны, розы. Хотя и тут можно сожалеть, когда через пару дней завядший букет бросают в мусор. Если хочется полюбоваться цветами, то иди в поле. Увидишь первые цветы, источающие благоухание, а над ними — пчел. Правда, у меня при этом и мысли не возникает срывать, мять такую красоту.
Николай КОРНЕЕНКО, менеджер:
— Мне все равно какие цветы. Я к ним равнодушен. Хотя, конечно, на праздники женщинам дарю их. На цветочном рынке выбор большой. И в зависимости от покупательной способности в данный момент я выбираю букет.
Татьяна КОЖУХ, биолог:
— Многие предпочитают сажать на грядках овощи. А цветы выращивают те, кто их очень любит. Мы в эколого-натуралистическом центре любим цветы. У нас прекрасные газоны. Цветы помогают в воспитании детей. Это имеет не только природоохранное значение, но и прививает чувство прекрасного. Сейчас начался месячник охраны первоцветов. В школах проводятся беседы по охране подснежников, крокусов, лесных пионов.
Тамара, 14 лет:
— С приходом весны многие девчонки собирают цветы. Конечно, это подснежники. По дороге из школы мы состовляем букеты и приносим домой. Есть семьи, где привыкли, чтобы в квартире были цветы, специально посылают за ними детей, но, конечно, не на рынок. Некоторые ребята срывают цветы под окнами.
Альбина НЕМИРЧИЙ, директор Дома природы:
— Цветы на поляне надо сохранять, редкие виды растений вообще исчезают. На грядке, пожалуйста, — масса цветов, выращивайте для своего удовольствия. Для этого существуют культурные виды. А дикорастущие оставьте природе.
Наталья Ивановна, филолог:
— Я люблю, когда мне дарят цветы. Если это март, пусть это будут подснежники. Если осень — хризантемы. «Не дари мне цветов дорогих, собери мне букет полевых, чтобы верила я, чтобы чувствовал ты, это наши цветы, только наши цветы». Обожаю полевые цветы. Все дело в нашей культуре. Нужно уметь собирать цветы, так же, например, как и фрукты плодовых деревьев, — можно спилить крону, а можно подставить к стволу лестницу.
(Продолжение темы в материале 3-й полосы).