Еще один величественный купол храма, покрытый позолотой, украсил город. Владимирский собор в Херсонесе на наших глазах стремительно преображается. Здесь в Х веке крестился Великий князь. Отсюда излилось православие на восточнославянские народы. Христианизация же Херсонеса начиналась значительно раньше.Древний город с I по IV век зависел от Рима. И часто являлся местом ссылки неугодных римскому императору людей. Таковыми являлись также носители юной христианской веры. Выходит, ее распространению способствовали, помимо своей воли, сами враги христианства.
Начало просвещения Тавриды положено святым апостолом Андреем Первозванным. В правление Траяна (98-117) на заточение в Инкерманские каменоломни был сослан святой Климент, епископ Рима. Продолжая свою проповедь, он принял здесь мученическую смерть.
Херсонеситы нуждались в помощи Рима, поэтому всячески поддерживали политику императоров, какой бы она ни была. Лояльный к императору Диоклитиану Херсонес проповедников Слова Божия воспринимал враждебно. Когда иерусалимский патриарх Ермон (303-313) для евангельской проповеди разослал в разные страны епископов, в Херсонесе была учреждена епископская кафедра.
Первыми в Херсонес прибыли Ефрем и Василий. Святитель Ефрем пошел к народам, жившим на Дунае. Он был обезглавлен. Проповедь в Херсонесе продолжил его сподвижник святой Василий. Херсонеситы избили его камнями и изгнали из города. Удалившись в горы и живя в пещере, он молил Бога за изгнавших его, чтобы Он озарил их светом истинного Боговедения. И Господь послал неверным чудо. У знатного жителя Херсонеса умер единственный сын. Покойный явился отцу во сне и сказал, что некто святой Василий своими молитвами к Богу может воскресить его. Родители разыскали святителя, и по его молитвам отрок ожил. С почетом Василий был возвращен в город, многие уверовали и крестились. Но разразилась новая волна гонений, и 7 марта 309 года ночью херсонеситы-христоненавистники ворвались в его дом и забили до смерти. Тело святого было брошено за городом, много дней пролежало без погребения, но осталось нетронутым. Христиане тайно похоронили мученика.
Через год, узнав о кончине святителя Василия, его сподвижники Евгений, Елпидий и Агафадор прибыли в Херсонес продолжить его святое дело. И все трое разделили участь своего предшественника — язычники побили их камнями 7 марта 311 года.
И только император Константин Великий, приняв христианство, стал его распространять по всей империи. Тогда и в отдаленной провинции — Херсонесе — язычники не стали допускать насильственных действий против проповедников. Константин Великий издал указ, по которому христианам беспрепятственно разрешалось совершать богослужения.
Следующий епископ Херсонеса Еферий построил храм и мирно правил паствой. Чтобы отблагодарить императора за покровительство христианам, святитель Еферий ездил в Константинополь. На обратном пути он заболел и скончался на острове Алосе в Греции. На его место император Константин прислал в Херсонес епископа Капитона. Христиане встретили его с радостью, но язычники потребовали от нового епископа знамения, чтобы уверовать в Бога. Святой Капитон в святительском облачении вошел в разведенный костер, долго молился в огне и вышел из него невредимым. Множество неверующих убедились в силе Бога христианского.
Так в течение IV столетия здесь, в Херсонесе, распространялась и утверждалась христианская вера. Священномученики херсонесские своей проповедью и крестной смертью утверждали веру на нашей древней земле.
На территории современного Херсонеса расположен храм в честь Семи священномучеников херсонесских. 20 марта в храме престольный праздник, на котором будет отслужена праздничная божественная литургия. Молитвенная память о первых епископах Херсонеса живет в сердцах современных христиан.