В 2003 году все усилия контрольно-ревизионного управления в г. Севастополе были направлены — в русле общих усилий — на стабилизацию процесса экономического развития страны и формирование его социального ресурса в нашем регионе. Начальник КРУ в г. Севастополе ШЕЛАКОВА Ольга Владимировна в этой статье подводит итоги 2003 года и останавливается на тех задачах, которые ставит перед коллективом контрольной службы правительство Украины:- Нынешняя Программа Кабмина Украины «Открытость. Действенность. Результативность» учитывает весь комплекс позитивных результатов работы предыдущих правительств и обозначает все главные факторы, которые сдерживают процесс экономического развития и формирование его социального ресурса. Обозначен целый ряд мероприятий по выходу страны из экономического кризиса. Наша задача — максимальная реализация всего того, что намечено.
Один из основных камней преткновения в осуществлении кардинальных мер для вывода экономики на путь динамичного развития — это низкая финансовая дисциплина. В прошлом году специалистами КРУ в г. Севастополе проведено 175 ревизий и проверок в учреждениях, организациях, предприятиях всех форм собственности. Нарушения установлены на 80 объектах. Выявлены финансовые нарушения, которые привели к убыткам в сумме 559,31 тыс. грн, в том числе бюджетных средств — 291,14 тыс. грн, из них средств государственного бюджета — 100,92 тыс. грн.
По результатам ревизий и проверок восстановлено и возмещено финансовых и материальных ресурсов — 433,43 тыс. грн.
Восстановлена в учете стоимость активов в сумме 134384,99 тыс. грн; сумм долговых обязательств — 10190,6 тыс. грн; предупреждено незаконных расходов — 2981,95 тыс. грн.
Хочется в этой связи подчеркнуть, что в результате злоупотреблений с активами (их порой продают за бесценок) искажается информация о реальном имущественном и финансовом состоянии субъектов хозяйствования в бюджетной сфере.
К административной ответственности в 2003 г. привлечено 56 должностных лиц на сумму 8,5 тыс. грн.
Контрольно-ревизионной службой в рамках своих полномочий осуществляются мероприятия по предупреждению и предотвращению финансовых нарушений.
В соответствии с планом контрольно-ревизионной работы на второе полугодие 2003 года проведена проверка эффективного и целевого использования средств государственного бюджета, направленных на выплату помощи семьям с детьми, инвалидам с детства, детям-инвалидам и малообеспеченным семьям. Проверки проведены в четырех районных финансовых отделах г.Севастополя и в четырех районных управлениях труда и социальной защиты населения. Установлены факты переплаты социальной помощи сверх нормы, предусмотренной законодательством, в сумме 0,85 тыс. грн, которая образовалась вследствие ошибки работников УТиСЗН. В ходе проверки нарушение устранено.
При проверке данных, полученных от налоговой администрации, центра занятости, бюро технической инвентаризации и МРЭО ГАИ г. Севастополя, установлены незаконные выплаты государственной социальной помощи в сумме 4,51 тыс. грн. Незаконные вы-платы произведены вследствие предоставления гражданами недостоверных данных о доходах.
В соответствии с планом контрольно-ревизионной работы КРУ в г. Севастополе проведена проверка использования бюджетных средств, направленных на финансирование льгот и субсидий населению на оплату жилищно-коммунальных услуг, льгот за услуги связи и компенсаций за льготный проезд отдельных категорий граждан.
Проверкой правильности отражения в учете задолженности бюджета перед предприятиями-поставщиками услуг установлено завышение задолженности государственного бюджета на сумму 211,6 тыс. грн. Так, ГКП «Севтеплоэнерго» предоставлена в 2002 году 50-процентная льгота за теплоснабжение отдельным категориям граждан по профессиональному признаку (военнослужащие, милиция, прокуратура, судьи, СБУ, пожарные) на сумму 211,6 тыс. грн. Согласно решению ХХV сессии Севастопольского горсовета от 31.01.02 г. 1070 «О городском бюджете города Севастополя на 2002 год» предусмотрено финансирование расходов по предоставленным льготам ветеранам войны и труда за счет субвенции и отдельной категории населения согласно решениям горсовета за счет средств местного бюджета. Однако в данном решении компенсация предоставленных льгот работникам и пенсионерам органов милиции и членам их семей, работникам и пенсионерам органов прокуратуры и членам их семей, судьям и членам их семей, военнослужащим Службы безопасности Украины и ветеранам службы и членам их семей, работникам пожарной безопасности и членам их семей, военнослужащим и членам их семей, вдовам (вдовцам) оказалась непредусмотренной, и источник их покрытия не определен.
Статьей 53 закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2002 год» предусмотрено, что затраты предприятиям, предоставляющим льготу, возмещают учреждения, работникам которых предоставлена льгота за счет средств на содержание этих учреждений. Сумма предоставленных льгот к возмещению учреждениям, работникам которых оказана льгота, ГКП «Севтеплоэнерго» не предъявлена. На момент проверки эта сумма числилась по бухгалтерскому учету как задолженность государственного бюджета перед ГКП «Севтеплоэнерго».
В ходе проверки этот долг бюджета был уменьшен на 211,6 тыс. грн, вышеуказанная сумма предъявлена к возмещению учреждениям и организациям, работникам которых предоставлена льгота.
Проведены плановые проверки в шести коммунальных предприятиях городской госадминистрации.
Проверки проводились совместно со специалистами Севастопольского территориального отделения Антимонопольного комитета Украины на предприятиях, занимающих монопольное положение на рынке услуг, государственной инспекции по контролю за ценами в г. Севастополе, управления экономики Севастопольской городской госадминистрации, государственной налоговой администрации в г. Севастополе.
Материалы проверок были использованы при проведении аудиторского исследования «Жилищно-коммунальное хозяйство г. Севастополя: причины низкой рентабельности и убыточности». По его результатам на региональном уровне предложено предусмотреть возможность получения беспроцентных кредитов малообеспеченному населению города для установки счетчиков. Севастопольской городской государственной администрацией издано распоряжение об использовании средств на установку индивидуальных приборов учета холодной воды малоимущему населению города Севастополя. Смонтировано более 2-х тысяч водомеров из потребности 3,5 тыс. потребителей, определенных городским управлением труда и социальной защиты населения.
Одним из требований Указа Президента Украины «О мерах по социально-экономическому развитию АР Крым и г. Севастополя» является активизация работы по реструктуризации предприятий. На сегодняшний день завершен процесс реструктуризации и утвержден разделительный баланс государственного предприятия «Севастопольское управление океанического рыболовства» (ГП «СУОР»), в результате чего созданы новые предприятия: ГП «СУОР», ДП «Тралфлот», ДП «Сервис», ДП «Укррыбфлот», ДП «Севастопольская рыбодобывающая компания».
Проверкой ГП «СУОР» выявлено завышение кредиторской задолженности по расчетам с фирмами АО «Франсов» и LIVINGSTONE SHIPPING ING на общую сумму 2572,0 тыс. грн. Завышение кредиторской задолженности значительно снизило показатель ликвидности предприятия и дало возможность вышеуказанным фирмам истребовать нереальную задолженность в судебном порядке, что могло привести к незаконному изъятию государственного имущества на сумму 2572,0 тыс. грн.
Таковы в общих чертах главные итоги работы контрольно-ревизионной службы в г. Севастополе в 2003 г. Дел в наступившем году немало, и с распорядителями бюджетных средств предстоит кропотливая работа. Особый акцент мы намерены сделать на проведении аудиторских исследований. Лучше все негативное предотвратить на бесконфликтной основе, нежели потом принимать в срочном порядке жесткие и непопулярные меры фискального порядка.