И.И.Кутько — главный научный сотрудник института неврологии, психиатрии и наркологии Академии медицинских наук Украины (Харьков), где трудится четыре десятилетия. Доктор медицинских наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники, Игорь Иванович 15 лет назад был командирован Министерством здравоохранения Украины в Севастополь, чтобы разобраться со сложной и запутанной жалобой. Вмешательство опытного специалиста и сердечного человека привело к примирению сторон. Тогда же И.И.Кутько прочно и, наверное, навсегда полюбил Севастополь. Он старается приезжать к нам ежегодно. Игорь Иванович — лауреат конкурса имени академика АН Украины В.П.Протопопова. В этот свой приезд гость не без гордости сообщил, что стал членом Национального союза журналистов Украины. К уже созданному им — десяти монографиям, 560 научным работам, пяти изобретениям — наверняка добавятся страстные публицистические статьи, созвучные содержанию его книги «Путь к себе». В прошлом году, как обычно, И.И.Кутько пришел в редакцию «Славы Севастополя» и мы провели содержательный диалог по прямой телефонной линии с читателями «Славы Севастополя». Отчет о ней имел много благожелательных откликов. И в этот визит в наш город мы предложили гостю пообщаться с севастопольцами. И.И. Кутько заинтересованно, с готовностью откликнулся на это предложение. Люди по телефону искренне делились с ученым самым сокровенным.
— Моему сыну исполнилось 57 лет, — говорит в трубку на другом конце провода жительница нашего города А. — Особо на здоровье он не жаловался. Но две недели назад сын начал заговариваться, временами наступают провалы памяти. Мы отвезли его в больницу. Обследования показали, что у сына имеет место обширный инсульт в левой лобной области. У дорогого мне человека есть шансы на выздоровление?
— Вы задали очень сложный вопрос. Скажу откровенно: вы не отчаивайтесь. В Севастополе работают высокопрофессиональные врачи — невропатологи и психиатры. Станьте им союзниками. В распоряжении врачей есть высокоэффективные препараты. Если проводить тщательное, систематическое и длительное лечение, то есть большая вероятность значительного улучшения здоровья вашего сына, и я уверен в этом.
(Вопросов подобного содержания, касающихся конкретных, сугубо личных проблем, поступило достаточно много. И.И. Кутько предельно внимательно слушал каждого обратившегося в редакцию. Он сам о чем-то спрашивал своих собеседников с намерением вникнуть в детали той или иной истории. По просьбе людей он советовал для применения наиболее подходящие в индивидуальном порядке те или иные препараты. Были также, опять же по высказанным пожеланиям, приглашения в Институт неврологии, психиатрии и наркологии Академии медицинских наук Украины (г. Харьков).
— Меня зовут Григорий Семенович. Полагаю, от имени многих севастопольцев хочу выразить вам, Игорь Иванович, благодарность за помощь им словом и делом. Будучи сильно занятым человеком, вы не жалеете времени на общение с больными и их родственниками.
Еще звонок:
— Я приезжала к вам, Игорь Иванович, в Харьков с больным сыном на консультацию. Уже сама дорога, полученные в пути впечатления благоприятно повлияли на самочувствие сына. Осуществление ваших рекомендаций привело еще к лучшим результатам. Мы вам очень благодарны за все. Если время позволяет, приходите к нам в гости.
— Я прекрасно помню вас и вашего сына. Невероятно счастлив слышать вас. Для меня самая большая благодарность — это здоровье моих пациентов. Большое спасибо за приглашение, и дай Бог здоровья вам и вашему сыну.
(Магнитная лента диктофона сохранила еще высказывания профессора общего характера. Жизненные правила, которыми руководствуется сам и которые могут пригодиться другим. В одном случае Игорь Иванович произнес кому-то в телефонную трубку: «Надо не уходить от проблем, а идти им навстречу. Тогда победа гарантирована». Пожилому человеку было сказано: «Старость — это лютая зима для невежды и время сбора урожая для мудреца. Если не бояться возраста, то можно долго жить полноценной жизнью. Того, кто следует этому правилу, обходят болезни». А для отчета в газете о состоявшейся прямой линии с поистине грамотным специалистом мы выбрали вопросы, ответы на которые будут интересны не отдельным заинтересованным лицам, а широкой аудитории читателей.)
— Игорь Иванович, круг болезней вашей профессиональной заинтересованности — врожденные или приобретенные?
— По существу группа заболеваний: шизофрения, рекуррентные депрессивные расстройства (так теперь называется маниакально-депрессивный психоз), эпилепсия, по данным психиатров всего мира, являются наследственными заболеваниями. Вместе с тем в психиатрии имеют место приобретенные недуги — это психические заболевания непсихического регистра, это так называемые постравматические стрессовые расстройства. В настоящее время они приобрели довольно широкое распространение. Растут также пограничные психические расстройства, неврозы, а также расстройства личности.
— Какова динамика роста либо сокращения случаев заболеваний психическими расстройствами?
— Что касается наследственных заболеваний, то их роста, как правило, не наблюдается. Вместе с тем в настоящее время отмечен значительный рост депрессивных расстройств. По данным ВОЗ — Всемирной организации здравоохранения — и по данным психиатров многих стран, в ближайшие 10-15 лет сохранится негативная тенденция. Депрессии превзойдут такие распространенные заболевания, как гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца, онкологические заболевания, то есть депрессии в мире выйдут на первое место среди заболеваемости людей.
— Врожденные заболевания — это окончательный приговор человеку?
— Если бы мы с вами говорили лет 15 тому назад, то можно было бы сказать, что человек, страдающий, например, шизофренией, рекуррентным депрессивным расстройством, эпилепсией, безусловно, был обречен. Эффективность проводимой терапии тогда была не очень высокой. За последние полтора десятка лет резко возросло количество препаратов, которые позволяют нам кардинально снизить остроту наследственных заболеваний, в частности шизофрении. Предложен ряд высокоэффективных препаратов, которые позволяют больному практически избавиться от недуга и вернуться к активной жизни. Это касается и рекуррентных депрессивных расстройств, и эпилепсии. И при депрессивных состояниях в настоящее время появилось большое количество препаратов, которые позволяют человеку избавиться от этого страшного заболевания. И есть масса высокоэффективных антидепрессантов, которые помогают человеку вести активный образ жизни. Их надо принимать в течение длительного времени. В настоящее время психофармакология сделала колоссальный шаг вперед. Поэтому говорить, что человек обречен, в настоящее время совершенно неправомерно. Я знаю это, я посетил многие страны мира и слышу на всемирных конгрессах, что сейчас эти заболевания уже успешно лечатся.
— Игорь Иванович, многие люди еще находятся под впечатлением предвыборной кампании, прошедшей с высоким эмоциональным накалом. Стоит ли вообще поддаваться подобным страстям, с точки зрения врача?
— В судьбоносное для страны время человек обязательно должен исповедовать гражданскую позицию, участвовать в принятии важных государственных решений, а не прятать голову в песок, подобно страусу. Стресс в определенной мере полезен организму: закаляет человека, побуждает что-то изменить в жизни, принять решение, которое вряд ли родилось бы в спокойной обстановке. Однако это возможно лишь при наличии адекватной реакции человека на происходящее, его способности адаптироваться к переменам.
Как правило, без особых потерь выходят из сложных ситуаций те, кто помнит известную истину: если не можешь изменить обстоятельства, измени свое отношение к ним. Ищите себя в новых условиях и будьте востребованными, идет ли речь о смене власти, о переменах в личной или профессиональной жизни. Мы живем в быстро меняющемся мире. От этого нам никуда не уйти. Никуда! Это нам следует учесть и в преддверии предстоящих парламентских выборов, и в период их проведения.
— Общество и больной. Случается, между ними складываются сложные отношения.
— Так и есть. Наши больные нередко осложняют жизнь семье, жизнь окружающим. Закон, который принят в Украине, предусматривает, что человек не может быть осмотрен врачом-психиатром без его согласия. Госпитализация пациента возможна только с его согласия. Но если человек совершает противоправные действия, если он ведет себя явно неправильно, то создается официальная комиссия, назначается судебно-психиатрическая экспертиза, которая решает вопросы о вменяемости и возможности лечения человека в психиатрической больнице. То есть в настоящее время права и достоинство каждого человека защищены, в том числе и психически больных, а вот общество и врачи защищены в настоящее время меньше. Мы надеемся, что в будущем будут приняты решения, направленные на то, чтобы надежнее, больше защитить интересы общества и права врачей.
— Гениальность и психическое расстройство — это одно и то же?
— «Гениальность и помешательство» — под таким заголовком врач-психолог Ламброзо написал замечательную по содержанию книгу. В ней, в частности, указывается, что многие гениальные люди страдали психическими заболеваниями. Считаю, что все гениальные люди, неординарные люди страдают некоторыми особенностями психической деятельности. Одно другого не исключает. Но я категорически против того, чтобы гениальных людей считали психически больными. Я знаю массу гениальных людей, которые являются психически здоровыми.
— Как вы относитесь к анекдотам о психически больных и психиатрах?
— Крайне отрицательно, поскольку это дискредитирует нас, врачей, с одной стороны, а с другой — я не люблю анекдотов о наших пациентах, которых я очень люблю и уважаю. Подобные анекдоты — это унижение чести и достоинства моих обездоленных пациентов, они и без того страдают, а тут еще ужасные, бестактные, хамские анекдоты. Я отношусь к ним крайне отрицательно.
— Игорь Иванович, посоветуйте мне, пожалуйста, как сыну избавиться от пристрастия к азартным электронным играм. Вам, наверное, известно, какая это беда. «Безрукие бандиты»»