В Севастопольском художественном музее им. М.П. Крошицкого открылась выставка традиционного тибетского искусства «Сокровища Тибета». В экспозиции представлены подлинные ритуальные атрибуты, скульптура, свитковая живопись и вышивка. Также в нее включены репродукции древних тханок (образцов свитковой живописи) и серии фотографий, показывающих культуру и быт тибетцев. По красочности и насыщенности выставка вполне могла бы поспорить с восточным базаром, а чтобы рассмотреть каждый экспонат, понадобился бы не один час.
Выставка организована благотворительным фондом «Живая традиция», философией которого является забота о мировом культурном наследии и осознание того, что, теряя нечто неповторимое, единственное в своем роде, мы все становимся беднее. Это уже четвертая подобная выставка. До этого она функционировала в Луганске, Алчевске и Феодосии. Ее цель — познакомить украинцев с культурой этой, наверное, самой загадочной страны.
Начиная с 1950 года — времени оккупации коммунистическим Китаем — тибетский народ подвергся геноциду, а его культура — планомерному уничтожению. В эпоху так называемой «культурной революции» была уничтожена большая часть архитектуры и произведений искусства сердца Азии, а самих тибетцев в Тибете стало меньше, чем китайцев. В 1959 году большинство коренных жителей во главе с духовными лидерами эмигрировали в Индию и Непал, становясь хранителями традиций за пределами родины.
Богатство и глубина тибетской духовной жизни неповторимы. Самобытное искусство свитковой живописи — тханки на хлопчатобумажной ткани красками, в состав которых входят минеральные и органические вещества, измельченные частицы драгоценных камней и золота, а иногда земля и вода, собранные в святых местах. Одним из важнейших требований, выдвигаемых к ней, была гибкость, чтобы живописные полотна можно было сворачивать и брать с собой, как это делали странствующие монахи. Искусство литья и чеканки по металлу пришло в Тибет из Непала и было доведено мастерами до совершенства. Главной особенностью живописи и скульптуры страны снегов является то, что каждое изображение отражает различные качества нашего ума, как, например, сочувствие или мудрость. Для создания одной статуэтки или тханки мастер должен был пройти на протяжении многих лет обучение у мастера, перенять у него все премудрости до мельчайших нюансов. Так, если он создавал изображение Мудрости, то должен был проделать очень глубокую работу не только на ткани или в скульптуре, но и в себе, чтобы произведение несло и мощный эмоциональный заряд.
Единственная в своем роде и музыка «крыши мира». Звуки тибетских инструментов повторяют вибрации в теле человека, такие как течение крови, биение сердца, таким образом влияя на психологическое состояние, включая умственные процессы. Представлены на выставке и фото традиционных народных и ритуальных танцев лам — экзотические, загадочные мистерии, исполняемые в обрядах с использованием масок. Народный эпос, тибетская медицина, астрология — содержание экспозиции охватывает очень много аспектов жизни сердца Азии.