Пока депутатский корпус «дробил» проект реконструкции Приморского бульвара и набережной Корнилова, некие субъекты хозяйственной деятельности взялись за решение этой задачи самостоятельно, не дожидаясь благословения представительной ветви власти.
Со вторника прошедшей недели знаменитая "стометровка" в Артбухте стала расти вширь. Ничтоже сумняшеся, бойкие ребята отрезали от автостоянки с полтора десятка квадратных метров. За кадром фотокорреспондента "Славы Севастополя" остались складированная плитка и новые бордюры. Легко предположить, что в скором времени при необходимой сноровке этот свежеприрезанный участок превратится в летнюю площадку соседнего бара. Впрочем, в зимнее время его вполне можно использовать как тротуар. Если, конечно, найдутся желающие толпиться на этом пятачке. Выяснить, санкционированы ли новые строительные работы различными ответственными ведомствами, нам не удалось. Да это и не так важно. Главное, что Приморский бульвар продолжает развиваться "самоходом", без всяких там концепций и единого стиля. И дело, как нам кажется, вовсе не в противостоянии городской госадминистрации и горсовета, не в предстоящих выборах и даже не в "сырости" проекта реконструкции главной городской набережной. Не надо искать глобализм там, где дело касается кошельков. Некую часть Севастопольского городского совета составляют депутаты-бизнесмены, чей бизнес непосредственно связан с Приморским бульваром и набережной Корнилова. И что, они собственными карточками проголосуют за нанесение ущерба личным карманам? А ведь именно в их портмоне и дамские сумочки решила, выходит, заглянуть городская госадминистрация, громогласно объявив, что реконструкция будет проведена за счет предпринимателей.
Кроме того, у предпринимателей на Приморском бульваре есть еще ряд причин, по которым они страшатся навязываемой им реконструкции. Во-первых, в то, что реконструкция может быть завершена под рев бушующего зимнего моря, мало кто верит, а это значит, что под угрозу попадает летний бизнес. Во-вторых, никакой ясности в вопросе, с кого и сколько денег будут брать, тоже пока нет. И, в-третьих, уходить с насиженных мест у кромки моря в глубь бульвара тоже мало кому хочется. А ведь организация свободного прохода вдоль всей набережной — это основная цель разработчиков проекта реконструкции "визитной карточки" города.
Возможно, если бы госадминистрация и предложила реконструкцию за счет денег городского, а лучше, — государственного (!) бюджета, то Приморский бульвар и получил бы у депутатов шанс на его преображение. Пытались ведь некоторые депутаты несколько лет назад "протянуть" установку плавающих фонариков вдоль набережной Корнилова за счет бюджетных средств. Тогда ночным посетителям "приморских" баров было бы еще приятнее кушать сочных омаров — больше этих фонариков никто и не увидел бы, поскольку террасы Приморского, как и сама набережная, плотно заставлены увеселительными заведениями. Но не получилось: слишком уж наглым выглядел этот проект на фоне стремительно ветшающего самого Приморского бульвара. И его реконструкция — это далеко не фонарики. Достаточно посмотреть на подпорные и причальные стены набережной да и на сам памятник Затопленным кораблям с его синими пятнами на колонне и закисшим бронзовым орлом, что так прекрасно "импонировало" открытию 16 октября аннотационной доски в честь создателей нашего знаменитого памятника.
Ирина КАРАТАЕВА, Дмитрий ЖЕЛНИН.
Что же делать и за чей счет?
Валентина ВАСИЛЬЕВА, строитель:
— Существует генеральный план развития города, которому и нужно следовать. Этим должны заниматься ответственные и компетентные специалисты, с которых можно будет и спросить. А генплан должен учитывать интересы людей, в том числе и предпринимателей. С другой стороны, Примбуль — лицо города и должен реконструироваться не по указке бизнесменов. Сейчас это любимое место отдыха севастопольцев развивается только в интересах торгующих.
Анна, молодой художник:
— Вернисаж вытеснили с Приморского бульвара, остался маленький уголок возле театра им. Луначарского. На смену художникам пришли хот-доги. Надо облагораживать Приморский бульвар. Я считаю, что предприниматели, которые ведут там свое дело, должны материально участвовать в реконструкции. Но, с другой стороны, прозрачность использования этих денег обязательна.
Алла ГОРЕЛИКОВА, депутат горсовета:
— Главное — сохранить историческое начало, его первозданность. Если вносить какие-то корректировки, то очень осторожно, дабы не навредить облику города. Важно сохранить то, что всегда остается в сердцах севастопольцев и что привлекает многочисленных гостей города. Что касается финансирования, то это уже не столь важный вопрос. Его должна решать исполнительная власть города совместно с горсоветом.
Зоя, домохозяйка:
— Для того чтобы торговать на Приморском, ежегодно для предпринимателей устраивается конкурс. Если стартовая цена места три тысячи, то она обычно увеличивается в несколько раз. Предприниматели хотели бы облагородить свои лотки, выносную торговлю. Но ведь нет никакой гарантии, что он же будет здесь торговать на следующий год. Невыгодна такая раскладка мелкому бизнесу.
Ирина СИДОРОВА, секретарь:
— Я считаю, что все предприниматели должны выделять средства на реконструкцию, а не только те, кто там имеет бизнес. Нескольким предпринимателям это вряд ли будет по плечу. Да и не совсем справедливо. Ведь Примбуль — это место отдыха для всех горожан, а не рынок, где торговцы оплачивают места.
Наталья ДОЦЕНКО, экономист:
— Видимо, тот выход, который предлагает городская госадминистрация, взвесив все "за" и "против", более подходящий. А то, что набережная действительно нуждается в реконструкции, понятно любому несведущему человеку. Нам здесь жить, нам ходить по этой набережной. Не говоря уже о туристах. Очень хочется увидеть не только набережную, но и весь город ухоженным, обновленным, чистым. Чтобы по праву гордиться не только историей, но и сегодняшним днем города.
Игорь Борисович, пенсионер:
— Только город может решить проблему финансирования обновления лица города. Сегодня проблема не в том, что там надо что-то строить. А в том, чтобы убрать ларьки, торговлю "с колен". Понятно, что вернуть первозданный вид бульвару вряд ли удастся, но оставить хотя бы минимум торговли и привести ее в цивилизованный вид.