В далеком уже 1976 году некогда русская Америка, а ныне штат Аляска, согласно своей конституции, учредил Перманентный фонд штата. Предусмотрительные американцы создали этот институт как источник инвестиций в отдаленное будущее, когда доходы от нефти, составлявшие на тот момент львиную долю бюджета, неизбежно сократятся. По сей день фонд, неподконтрольный исполнительной власти штата, аккумулирует до 50 процентов поступлений от уплаты ренты за пользование природными ресурсами этой территории. Доходы от накопления направляются, во-первых, на защиту капитала фонда от инфляции, во-вторых, перечисляются в виде ежегодных дивидендов жителям Аляски. Эти отчисления гражданам выросли от 800 долларов на человека в 1980 году до двух тысяч долларов в 2000 году.
К чему эта история, спросите вы? А вот к чему. Почему бы не перенести зарубежный опыт в Украину, а точнее, в Севастополь, задались вопросом социалисты и предложили свою программу решения одного из самых болезненных для города вопросов. Земельная рента и рента за пользование природными ресурсами стали стержнем экономической программы севастопольской организации Социалистической партии. Коротко суть ее такова. То, что земля — главное богатство города, кажется, знает сегодня каждый школьник. Всем также понятно, что этого богатства на всех не хватает. Просто физически невозможно поделить то, чего, увы, нет в изобилии. Отсюда злоупотребления, бесконечные махинации, самозахваты, выливающиеся в противостояние граждан и власти.
Как положить этому конец, не нарушая прав человека, не ломая законов экономики и не пренебрегая элементарной справедливостью? Почему кучке богатеев должно принадлежать то, что самой природой дано всем? Если землю поделить на всех невозможно, то можно поделить ее финансовый эквивалент. Иными словами, социалисты предлагают раз и навсегда запретить продажу самой дорогой прибрежной, пляжной полосы и объявить ее национальным достоянием. Отныне она не продается, а может только сдаваться в аренду на определенных условиях на более или менее длительный срок. Но сколько же может стоить севастопольская земля?
На этот вопрос должны ответить аукционы на право ее коммерческого использования. Все поступления от арендной платы должны аккумулироваться в некоем государственном банке или национальном фонде, но ни в коем случае не в бюджете, где они растворятся как в бездонной бочке, без ощутимой пользы для каждого конкретного севастопольца. Задача банка зачислять поступления от аренды на именные счета севастопольцев. А дальше уже каждый будет решать, как ему распорядиться своей частью национального богатства.
Но большая часть земель уже отдана, резонно спрашивают оппоненты программы, как быть с этим? Или снова начинать реприватизацию? Нет, разумеется, никакая, даже самая благая цель не стоит того, чтобы ради нее начинать гражданскую войну. Там, где у земли есть законный совладелец, он должен остаться. Но, во-первых, даже нынешним владельцам никто пляжи и прибрежные территории не продавал, а во-вторых, налог на землю должен соответствовать ее рыночной стоимости и также поступать в целевой фонд. И, наконец, есть еще огромные земельные участки, которые сегодня не имеют владельца. Пока они неприглядны, не так привлекательны для инвесторов, как прибрежная полоса, но через десяток лет и там не останется и клочка ничейной земли. Так стоит ли ждать и наступать на те же грабли? Не лучше ли уже сейчас позаботиться о будущем и не допускать разбазаривания национального достояния?
Разумеется, Севастополь — не Аляска и даже не Саудовская Аравия, где, к слову, каждый ребенок, помимо бесплатного образования, получает и все необходимые для этого учебники, форму, завтраки и все прочее также за счет фонда, аккумулирующего средства от использования нефти и газа. Но и у нас, по оценкам специалистов, запасы природного газа на шельфе полуострова в районе Севастополя имеют колоссальную перспективу. Единственным разработчиком этих ресурсов является государственная компания "Черноморнефтегаз". Так почему бы не применить механизм ренты и к этому природному богатству? Часть средств, необходимых для развития компании, говорят социалисты, должна оставаться в ее распоряжении, опять-таки под контролем независимого аудита, а часть прибыли перечисляться фонду и затем на персональные счета севастопольцев. Таким образом, в чьем бы распоряжении ни были сегодня земля города, его природные ископаемые, каждый гражданин, независимо от того, живет ли он в Севастополе, Инкермане или в одном из сел, получит свою долю национального богатства.
"Мы не популисты, — заявил руководитель фракции социалистов Севастопольского городского совета Алексей Поляхов, — мы отдаем себе отчет в том, какой ворох законодательных завалов для этого надо преодолеть и сколько видимых и еще невидимых шероховатостей устранить, но мы ставим перед собой такую задачу".
Земельная рента, говорят социалисты, — не изобретение пресловутого велосипеда. Она успешно работает в тех странах, где живут не одним днем и думают о сегодняшних и о будущих поколениях. А раз получилось у них, значит, обязательно выйдет и у нас. Надо только быть настоящими севастопольцами на этой земле.