Их нужно делать нам самим, зная все о нормах жилищно-коммунальных услуг.
Кто виноват, что за стенами дома грохот, трубы и крыша текут, а под окнами воняет свалка и дебоширят алкаши? Вопрос этот самый злободневный сегодня. Его чаще всего задают действующим властям и тем, кто претендует на их место ради наведения в городе порядка. Чтобы ответить по существу, мы, представители Блока Кармазина, постарались выяснить, какие нормы стоят на страже уюта в наших жилищах, от кого конкретно зависит благополучие жильцов многоквартирных домов.Мы знаем: есть и нормы, и жесткие требования к поставщикам жилищно-коммунальных услуг. От имени государства на страже интересов их потребителей в нашем городе стоит ГП "Севастопольстандартметрология". Там мы и получили все необходимые разъяснения, а также представления об истинных масштабах и бедах "целины" под названием ЖКХ.
Так, в 2005 г. на некачественные услуги со стороны коммунальщиков из всех регионов Украины поступило 5565 жалоб, в т.ч. в Севастополе — 381. Относительное количество предприятий, где установлены нарушения, составило 73,3% по стране, а в нашем городе этот показатель даже выше — 86,6%. Следует отметить, что количество жалоб потребителей на ущемление их прав при получении качественных жилищно-коммунальных услуг не сокращается.
В первую очередь потребитель должен знать, что в соответствии с Правилами предоставления услуг по централизованному отоплению, снабжению холодной и горячей водой и водоотводу, утвержденными Постановлением КМУ от 21.07.2005 г. N 630, эти услуги предоставляются бесперебойно или по утвержденным графикам. Время перерыва — исключение. Но о нем сообщается через СМИ и письменно не позже, чем за 10 дней до его наступления (за исключением перерыва, который случился в результате аварии или действия непреодолимой силы). В сообщении отмечаются причина и время перерыва. Услуги предоставляются на основе типового договора о централизованном отоплении, снабжении холодной и горячей водой и водоотводе.
Если в квартире холодно или отсутствует горячее водоснабжение, потребителю необходимо обратиться с заявлением на непредоставление или некачественное предоставление услуги для составления акта-претензии в жилищно-коммунальное предприятие с требованием прислать представителей для выяснения причин. На основании акта и согласно Правилам принимается решение о пересчете платежей. В другом случае потребителю выдается обоснованный письменный отказ в удовлетворении его претензий.
Обращаем внимание севастопольцев на такой факт: когда приходит комиссия из рэпа делать замеры температуры, то термометр должен иметь поверку, которая подтверждается соответствующим клеймом государственного поверителя.
Чаще всего у потребителей возникают вопросы по расчетам за потребленную электроэнергию, газ, воду и тепло. Расчеты по приборам учета энергоресурсов осуществляются с учетом Правил пользования электроэнергией для населения (постановление КМУ от 26.07.1999 г. N 1357 с изменениями). Приборы учета электрической энергии приобретаются, устанавливаются, подключаются энергопоставщиком и должны иметь пломбу с оттиском поверочного клейма ГП "Севастопольстандартметрология", а также пломбу с оттиском клейма или логотипа энергопоставщика (ОАО "ЭК "Севастопольэнерго").
Что касается приборов учета воды, газа и тепла, то, как правило, их мы приобретаем за свой счет и заключаем договор с поставщиком о расчете по приборам. Они должны иметь две пломбы — одну с оттиском клейма ГП "Севастопольстандартметрология", вторую — с оттиском клейма поставщика электроэнергии. В соответствии с законом Украины "О метрологии и метрологической деятельности" требуется периодическая их поверка, т.е. установление пригодности прибора к применению на основании результатов контроля их метрологических характеристик. Межповерочный интервал для всех приборов разный.
Уважаемые потребители, запомните эту информацию о сроках поверки:
— большая часть электросчетчиков поверяется один раз в восемь лет;
— счетчики тепла поверяются раз в два года;
— счетчики горячей и холодной воды — раз в два года, а "крыльчатые" номинальным диаметром Д N10-Д N 20 — раз в три года.
Непроверенные приборы не должны применяться для расчета за потребленные газ, воду, тепло, электроэнергию.
Предприятия, которые продают населению электроэнергию, воду, газ и тепло, определяют порядок снятия приборов на поверку и их установки после. В любом случае потребитель должен подать поставщику заявку о поверке, переложив тем самым ответственность за эту процедуру на поставщика. У каждого поставщика в договоре оговаривается, как производится оплата в случае, если истек срок поверки прибора (проверьте свои договоры!).
Разъяснение Национального комитета регулирования электрической энергии Украины по данному вопросу. В случае нарушения энергопоставщиком условий договора потребитель вызывает его представителя для составления и подписания акта-претензии, в котором отмечаются сроки и уклонение поставщика от поверки. Акт-претензия составляется потребителем и представителем энергопоставщика и скрепляется их подписями. В случае неприбытия представителя энергопоставщика в течение трех дней в городе или семи — в селе потребитель имеет право составить акт-претензию в произвольной форме при участии не менее трех других потребителей или выборного лица домового, уличного или другого органа самоуправления. Акт-претензия потребителя подается поставщику, который в 10-дневный срок устраняет недостатки или предоставляет обоснованный отказ относительно его претензии. Если потребитель подал энергопоставщику акт-претензию относительно необходимости проведения поверки счетчика в соответствии с условиями договора, но энергопоставщик своевременно провести поверку счетчика или заменить его на другой поверенный не имеет возможности, а потребитель отказывается проводить расчеты за потребленную электроэнергию исходя из показаний неповеренного счетчика, выход есть! Такие расчеты должны проводиться с разрешения энергопоставщика, как при пользовании электроэнергией без приборов учета. Величина среднемесячного потребления энергии определяется за предыдущие 12 месяцев или фактический период потребления, если он меньше 12 месяцев.
Наш совет: не откладывайте информацию о поверке приборов в долгий ящик, установите, когда в последний раз они поверялись. Узнать дату последней поверки можно на пломбе. Год — на одной ее стороне, квартал — на другой, дата в паспорте прибора. Вступили в силу Правила содержания жилых домов и придомовых территорий от 15.05.2005 г. N 76, которыми установлены предельные сроки безотлагательной ликвидации неисправностей. Например, работы, связанные с устранением дефектов электроплит, заменой разбитого стекла, сорванных створок оконных рам, дверей, водопроводных кранов и сливных бачков, коротким замыканием в электросети, протеканием трубопроводов и др.
В законе Украины "О метрологии и метрологической деятельности" N 1765/04 от 01.01.2005 г. в ст. 28 п. 3 указано: "…Периодическая поверка, обслуживание и ремонт (в т.ч. демонтаж, транспортировка и монтаж) указанных средств измерительной техники осуществляются за счет предприятий и организаций, которые предоставляют услуги по электро-, тепло-, газо- и водоснабжению". Но это требование закона до настоящего времени не выполняется, поскольку не разработан механизм его реализации. Выходит, закон дает многое потребителям, но он не отвечает интересам поставщиков энергоресурсов. Не потому ли тормозится его внедрение в практику? И кто, наконец, разработает механизм реализации закона, вот в чем вопрос! Ответ на него знаем мы — кандидаты в парламент и все органы местного самоуправления. Мы его разработаем и внедрим по всей вертикали. В интересах всех жильцов — потребителей коммунальных услуг!
Уюта вам в доме, дорогие севастопольцы!