Для ассоциации национально-культурных обществ стало традицией проводить выездные семинары с целью изучения национальных культур и истории народов, населяющих полуостров, встречаться с учеными, общественностью. На этот раз севастопольцы знакомились с древними армянскими памятниками культуры Крыма.Для участников поездки, среди которых были как армяне, так и представители других национальных обществ, многие сообщения историков и краеведов стали откровением. Мало кто знает, что в XV веке армянская колония в Крыму по численности занимала второе место после крымских татар. "Морская Армения", "Большая Армения" — так называлось юго-восточное побережье Крымского полуострова в хрониках и официальных документах Генуэзской республики. И это не случайно. Так, в одной только средневековой Феодосии, которую тогда именовали "знаменитая и величественная Кафа", среди 70 тысяч жителей более 46 тысяч составляли армяне. Многочисленны были армянские общины в — Судаке, Солхате (Старый Крым), Кезлеве (Евпатория), Карасу-Базаре (Белогорск), Ак-Мечети (Симферополь), Чембало (Балаклава), Бахчисарае и других городах. Имелось также немало армянских деревень.
Благодаря своему труду и предприимчивости, армяне здесь, на второй своей родине, в средние века создали мощную для того времени экономику, сумели развить лучшие традиции армянского народа почти во всех областях культуры — в архитектуре, живописи, художественных ремеслах, литературе, образовании и в других направлениях.
В течение многих веков армянская колония вела на полуострове широкую строительную деятельность, воздвигнув многочисленные сооружения, архитектура которых в основном продолжила лучшие традиции национального зодчества. Например, в Феодосии-Кафе действовало более 30 армянских церквей. Увы, периодические войны, опустошительные набеги, стихийные бедствия стерли с лица земли большую часть этих памятников культуры.
Но если руины армянских церквей восточного Крыма и знаменитый монастырь Сурб-Хач (Святой Крест) под Старым Крымом еще как-то известны крымчанам, то об армянском монастыре в Бахчисарае знают немногие. Поэтому большое впечатление на севастопольцев произвела тематическая экскурсия, проведенная профессиональным археологом — начальником Бахчисарайской археологической экспедиции Валерием Петровским. Располагался армянский монастырь в средневековом квартале с узкими улочками, который крымские татары называли Ермини-Мале (армянский приход). Там рядом с армянскими церквами когда-то мирно соседствовали католическая, греческая церкви и татарская мечеть. Ешиль джами — Зеленая мечеть. И проживало тогда в Бахчисарае 1600 армян из общей численности городского населения Бахчисарая 4,5 тысячи человек. Для сравнения скажем, что во всем Крыму сейчас проживает около девяти тысяч армян, в Севастополе — тысяча 400 человек. А сейчас в Бахчисарае всего 64 армянина. Таковы последствия войн, депортаций.
Участники семинара при посещении раскопок узнали также о драматической судьбе армянского монастыря, который носил имя Святого Григория Просветителя. Армянский монастырь был сооружен в середине XVII века на развалинах византийского монастыря, основанного в VIII веке. Этот монастырь во время трагического землетрясения в 1751 году был частично разрушен, а потом вновь восстановлен и существовал до 1778 года. По решению правительства Екатерины Второй все христиане Крыма (греки и армяне) по согласованию с их духовными пастырями были переселены на побережья Азовского моря.
В ходе семинара были осмотрены и другие армянские памятники культуры . В завершение поездки представители армянского общества и других национальностей возложили цветы к памятнику на братской могиле воинов 89-й армянской стрелковой дивизии, которая освобождала Севастополь в мае 1944 года. По мнению севастопольцев, подобное знание истории, корней народов, проживающих в Крыму, помогают лучше понимать культуры этнических групп, которые входят в Севастопольскую громаду, более зримо ощутить связь времен, поколений и способствует межнациональному согласию в нашем городе.