На территории СНГ стало еще одной «страйковой» страной больше. Теперь это — Армения. Представители армянской оппозиции, недовольные официальными итогами прошедших в минувший вторник выборов президента страны, заявили о начале сидячей акции протеста. Как известно, победу на них одержал действующий премьер-министр Армении Серж Саркисян, набравший 52,86% голосов, за экс-президента страны Левона Тер-Петросяна, по официальным данным, проголосовали 21,5% избирателей. Оппозиция, поддерживающая бывшего президента, с этими данными не согласна, а вот международные наблюдатели в целом признали, что выборы президента Республики Армения прошли в демократической обстановке, полностью соответствовали национальному законодательству и международным нормам о выборах. В группе наблюдателей от Межпарламентской ассамблеи государств — участников СНГ на этих выборах был и наш земляк — народный депутат Украины Иван Вернидубов. О том, что такое выборы по-армянски, как складываются сегодняшние украинско-армянские отношения, он рассказал нашему корреспонденту.- Иван Васильевич, каким образом вы оказались в числе наблюдателей на выборах президента Армении?
— Группа наблюдателей от Межпарламентской ассамблеи (МПА) государств — участников Содружества Независимых Государств участвовала в мониторинге подготовки и проведения выборов президента Республики Армения по приглашению председателя Национального Собрания Армении Тиграна Торосяна и на основании распоряжения председателя Совета МПА Сергея Миронова. В состав группы наблюдателей вошли 32 депутата и эксперта из государств — участников СНГ. А я, как вам, наверное, известно, являюсь членом постоянной делегации в МПА от Верховной Рады Украины уже на протяжении двух созывов. Поэтому нет ничего удивительного в том, что я участвовал в группе наблюдателей.
ЦИК Армении аккредитовала 6 международных и 39 местных организаций наблюдателей. За президентскими выборами в Армении наблюдали 40 долгосрочных и около 250 краткосрочных наблюдателей из стран ОБСЕ. В работе предвыборного штаба миссии наблюдателей стран СНГ были задействованы 193 краткосрочных и долгосрочных наблюдателя, представляющие МПА СНГ, органы исполнительной власти стран СНГ и Парламентское собрание Союза Беларуси и России.
— За неполный год граждане Армении участвовали уже в двух избирательных процессах: в мае прошлого года они избирали парламент, сейчас — президента. Что-то изменилось в избирательном процессе?
— Действительно, основные события современной политической жизни Республики Армения были связаны с парламентскими выборами и президентскими. По итогам первых — в Национальное Собрание — Республиканская партия Армении, лидером которой являлся премьер-министр страны Серж Саркисян, сформировала фракцию из 65 депутатов, в пропрезидентское большинство вошли еще 25 депутатов от партии "Процветающая Армения" и 16 — от армянской революционной федерации "Дашнакцутюн". Оппозиция же была представлена лишь 15 депутатами. Еще 10 депутатов — внефракционные.
После проведения парламентских выборов 2007 года в действующий избирательный кодекс РА был внесен ряд поправок и изменений, в том числе с учетом рекомендаций международных наблюдателей. Впервые они были использованы в ходе президентских выборов.
Среди важнейших — возможность голосовать по фактическому месту проживания в день выборов. Было введено предложение о том, что голосовать можно только после того, как в паспорте голосующего в специальном месте будет поставлен штамп об участии в конкретных выборах. Изменилось положение, предоставляющее возможность кандидатам в течение трех дней исправить совершенное нарушение порядка проведения предвыборной агитации.
Примечательно, что в соответствии с новыми поправками партийные блоки не имеют права выдвигать кандидата в президенты, а граждане могут выдвигаться в порядке самовыдвижения. Именно этим правом и воспользовался бывший президент Армении Левон Тер-Петросян, являвшийся основным соперником Сержа Саркисяна.
— У нас что не выборы, так каждый из политических игроков заявляет о готовности победить в первом же туре, а если этого не случится, то предупреждает о том, что возможный «неудовлетворительный» результат есть суть фальсификаций и подтасовок. В Армении так же?
— Армения — не исключение. Действительно, для Сержа Саркисяна желаемой была победа в первом туре, ведь, по данным соцопросов, провластный электорат составлял 45-50 процентов, а оппозиционный — 35-40, и в случае проведения второго тура выборов преимущество кандидата от власти над кандидатом от оппозиции было бы не таким очевидным.
Показательно, что руководство Армении и провластные политические силы продемонстрировали положительную реакцию на результаты президентских выборов в Грузии 5 января, где Михаил Саакашвили победил кандидата от оппозиции уже в первом туре, набрав лишь 53,5% голосов. При этом выборы были признаны ведущими международными организациями в сфере демократии и прав человека. Очевидно, "грузинский вариант" брался за образец властями Армении, которые, действуя по аналогии, добивались победы Саркисяна с минимальным перевесом уже в первом туре и признания результатов выборов международным сообществом.
— Им это удалось. Ведь те же наблюдатели от Межпарламентской ассамблеи государств — участников СНГ, в число которых входили и вы, признали их демократичными.
— Действительно, в целом наблюдатели констатировали, что выборы президента Республики Армения прошли в демократической обстановке, полностью соответствовали национальному законодательству и международным нормам о выборах. А это, в свою очередь, подтверждает соблюдение Арменией своих международных обязательств по проведению демократических выборов, обеспечению избирательных прав и свобод всех участников избирательного процесса.
— Иван Васильевич, неужели действительно все было чисто, а выступления армянской оппозиции необоснованны?
— Но почему же: в процессе голосования нами действительно были зафиксированы незначительные нарушения процедурного характера, которые не могли оказать влияния на результат выборов. А ведь мы, осуществляя наблюдение за ходом голосования и подсчётом голосов избирателей в день выборов, посетили 4 окружные избирательные комиссии и 45 избирательных участков в разных населённых пунктах Республики Армения.
Мы присутствовали на различных этапах выборов — от открытия участков до подведения участковыми избирательными комиссиями итогов голосования. Примечательно, что нам не довелось столкнуться с тем, что является "бичом" украинских выборов, — неправильно составленными списками. Жалоб по их состоянию зарегистрировано не было. Более того, все международные наблюдатели отмечали высокое качество списков избирателей. Думаю, нам стоит взять на вооружение армянский опыт: списки избирателей составляются и ведутся единым органом — полицией Республики Армения. Списки были составлены и опубликованы на сайте ЦИК в установленные законом сроки (до 10 января 2008 г.), где с ними могли ознакомиться избиратели, а затем в январе-феврале происходили их сверка, внесение изменений и дополнений. Так что нам есть чему поучиться у Армении.
— Ну ладно, в ходе голосования и подготовки к нему нарушений не выявлено. А как обстояло дело в период агитации? Я имею в виду, насколько «грязным» бывает этот период на Кавказе?
— В целом участникам избирательного процесса был обеспечен равный доступ к агитации через СМИ. На телевидении кандидаты в президенты получали равное количество эфирного времени, фактов цензуры не обнаружено. Был обеспечен свободный и равный доступ к электронным и печатным СМИ на платной основе. СМИ в целом объективно освещали предвыборную кампанию.
Ряд кандидатов высказал типичную для мировой практики претензию к освещению в СМИ деятельности одного из кандидатов, занимающего в ходе избирательной кампании пост премьер-министра и не ушедшего в предвыборный отпуск. Однако освещение его деятельности, связанное с исполнением служебных обязанностей, а также совмещение агитационной деятельности с выполнением функций премьер-министра не противоречат законодательству Армении. Это подчеркнули как европейские наблюдатели, так и наблюдатели от СНГ.
Вообще я хотел бы отметить, что неопределенность понятия "агитация" в избирательном законодательстве Армении, вызвавшая ряд обращений в ЦИК со стороны граждан, а также принятие поправок к Избирательному кодексу после официального старта избирательного процесса остаются проблемными моментами.
— Иван Васильевич, в ближайшее воскресенье президентские выборы пройдут в России. В их исходе никто не сомневается, при этом эксперты утверждают, что будь в России по-настоящему оппозиционный кандидат, то еще неизвестно, как бы распределились голоса. Касьянова-то сняли…
— В Армении также было отказано в регистрации трем кандидатам. Но совсем по иным причинам.
Управление паспортов и виз полиции Армении отказалось предоставить председателю партии "Новые времена" Араму Карапетяну необходимую для участия в выборах справку о постоянном проживании в Армении в течение последних 10 лет, учитывая его проживание на территории России. Не было такой справки и у лидера партии "Наследие" Раффи Ованесяна, получившего гражданство Армении лишь в 2001 году. А экс-чемпион мира по боксу Исраэл Акопкохян не смог собрать избирательный залог в размере 8 млн драмов (25 тыс. долларов). По этим причинам им было отказано в приеме документов на регистрацию. Само наличие в списке из 9 кандидатов нескольких оппозиционных кандидатов говорит о том, что по политическим мотивам никто не отказывал.
— Как, по-вашему, будет развиваться Армения с новым президентом?
— Так же, как и развивалась. Я не исключаю развития по "российскому сценарию", когда премьер Саркисян меняет в президентском кресле президента Роберта Кочаряна, а он возглавляет правительство. По крайней мере, предыдущие этапы свидетельствуют об этом: парламентские выборы, создание "переходного" правительства, в котором премьерствовал кандидат в президенты от власти, и состоявшиеся президентские выборы, где этот кандидат одержал победу. Поэтому я не исключаю, что новым премьер-министром Республики Армения станет Роберт Кочарян.
— Иван Васильевич, тогда можно говорить о том, что в отношениях Армении и Украины мало что изменится?
— Скорее всего. Современный характер украинско-армянских отношений характеризуется, с одной стороны, обоюдным стремлением сторон к дальнейшему расширению сотрудничества в сферах, представляющих взаимный интерес, например в гуманитарной, транспортной или торгово-экономической. С другой стороны, мы имеем явные позиционные разногласия в принципиальных для Еревана вопросах. Они касаются в первую очередь конфликта вокруг Нагорного Карабаха и проблемы признания геноцида армян 1915 года.
Вместе с различиями во взглядах Украины и Армении на пути обеспечения собственно военно-политической и экономической безопасности существуют и разные подходы к сотрудничеству с соответствующими региональными системами. А это в полной мере отражается на нынешнем состоянии перспектив двустороннего политического диалога.
— Какую роль в создании позиционных разногласий между Украиной и Арменией играет позиция Виктора Ющенко?
— Первоочередной проблемой, которая непосредственно отражается на украинско-армянских отношениях, остается проблема неурегулированных конфликтов на постсоветском пространстве, а именно — конфликта вокруг Нагорного Карабаха. И здесь нельзя не отметить нашего президента. Именно его выступления в сентябре 2006 года во время визита в Азербайджан. Тогда он заявил, что Украина считает необходимым условием урегулирования конфликта в Нагорном Карабахе признание целостности территории Азербайджанской республики, а также вывод войск с оккупированной территории. Кроме того, Ющенко обозначил готовность Украины предоставить миротворческие силы с целью урегулирования конфликта. Естественно, эти заявления вызвали негативную и довольно резкую реакцию армянской стороны. Не приняла Армения и инициативу ГУАМ по рассмотрению вопроса о нагорно-карабахском конфликте на Генеральной Ассамблее ООН. Официальный Ереван назвал подобные действия "неприемлемыми" и "не способствующими разрешению конфликта и противоречащими принципам ОБСЕ", после чего впервые за всю историю наших отношений устами министра иностранных дел Армения заявила о наличии проблем в политической сфере двусторонних отношений.
Я бы добавил, что у Украины с Арменией есть еще целый ряд если не проблемных точек, то точек недостаточного понимания. Армения остается активным членом СНГ и рассматривает Россию в качестве основного торгово-экономического партнера и гаранта безопасности страны. Наши же отношения с Россией… Впрочем, в последнее время Армения активизировала диалог с европейскими и евроатлантическими структурами. А вместе с заинтересованностью Еревана в использовании потенциала Объединения Черноморского экономического сотрудничества, где сейчас председательствует Украина, все же можно говорить о создании предпосылок для более тесного диалога между нашими странами. Особенно в контексте разрешения региональных проблем. Однако все это зависит от желания и взаимоотношений президентов обеих стран.