Севастополь вступил в новый этап борьбы за принятие Закона Украины о специальном статусе города-героя. «Очередная попытка», по словам народного депутата Ивана Вернидубова, должна пройти широкомасштабно: с привлечением общественности, ученых и всех политических сил города.
26 марта на заседании недавно созданного Координационного совета политических партий Севастополя рассматривался законопроект "О городе-герое Севастополе". По некоторым данным, это, как минимум, 14-й проект, вносимый для принятия в Верховную Раду Украины депутатами от Севастополя. На этот раз разработчиками закона выступили Иван Вернидубов и Вадим Колесниченко. В соавторство с ними уже вступили руководители фракций в Верховной Раде Владимир Литвин и Петр Симоненко. Об этом лидерам местных партийных организаций рассказал сам автор проекта Иван Вернидубов.
По словам народного депутата, Конституцией Украины предусмотрен специальный статус двух административно-территориальных единиц страны — городов Киева и Севастополя. Столица давно воспользовалась этой конституционной возможностью, получив собственный закон. Благодаря документу Киев имеет, как утверждает Иван Вернидубов, "только благо": дополнительные бюджетные ассигнования и отсутствие платформы для постоянной борьбы за первенство власти, как это происходит в Севастополе.
Например, местные политологи утверждают, что недавно начавшиеся в Севастополе акции протеста против руководства государственной администрации — процесс закономерный. В последние годы именно так "взаимодействовали" в городе органы местного самоуправления и представители государственной власти. Депутатский корпус, придя после выборов в советы с пакетом наказов избирателей, сталкивается с отсутствием собственного исполнительного комитета и неурегулированностью полномочий между двумя ветвями власти. А государственные чиновники, назначенные в Севастополь Президентом страны, работают по отдельно взятой программе. И не всегда эта программа согласуется с мнением депутатов, представляющих интересы громады. Так рождаются пикеты… В Киеве такой ситуации нет, потому что одно главное должностное лицо избирается всем населением столицы и ему уже не с кем вступать в борьбу, считает Иван Вернидубов. Такая норма нужна и Севастополю, но "только с моим участием закон пять раз рассматривался в Верховной Раде, из них был четыре раза принят, а Президент накладывал на него вето", — сказал народный депутат.
По мнению Ивана Вернидубова, мотивировка ветирования закона Президентом "читается между строк": Севастополю отказывают в выборности мэра. Таким образом, он остается единственным городом как Украины, так и всей Европы, в котором не работают нормы Хартии о местном самоуправлении. Официально отказ обосновывается нарушением проектом закона Украины статей 133 и 140 Конституции страны, поскольку в нем прописывается нетипичная административно-территориальная система устройства региона. То есть в город Севастополь входят три города — Севастополь, Инкерман, Балаклава, четыре сельских совета и одна целостная Качинская зона. При этом жители всех, скажем так, "подразделений" избирают и свои территориальные громады, и общий городской совет, который и является представителем интересов всех севастопольцев. Такая особенность у города возникла исторически и географически, и ее нужно утвердить на законодательном уровне, считает разработчик проекта Вернидубов.
Поэтому в новом законопроекте, вынесенном на обсуждение политпартий города, каких-то принципиальных изменений (по сравнению с предыдущими четырьмя) нет. Однако, поскольку для того, чтобы преодолеть вето Президента, нужно ориентироваться не менее чем на 300 голосов народных избранников, разработчики проекта "пошли в народ" в поисках соратников. Ими уже стали руководители фракций ВРУ Владимир Литвин и Петр Симоненко, внесшие в проект свои дополнения и, таким образом, ставшие соавторами. Теперь инициаторы "нового витка борьбы за закон" надеются на поддержку еще одного народного депутата — Юрия Триндюка, члена фракции БЮТ, также представляющего интересы Севастополя в высшем законодательном органе страны. Известно, что Юрий Триндюк выступал с заявлением о том, что городу нужен закон. Получить его поддержку разработчики проекта надеются в том числе и благодаря Координационному совету политических партий Севастополя, поскольку в него вошли и местные лидеры "регионалов", и коммунистов, и "литвиновцев", и бютовцев. Все они обязались в ближайшее время внимательно изучить представленный законопрект и внести свои корректировки.
По словам главы Севастопольского отделения Партии регионов и председателя Севастопольского городского совета Валерия Саратова, четыре народных депутата Украины, реально работающие в Севастополе ("регионалы" Вадим Колесниченко, Иван Вернидубов, Павел Лебедев и бютовец Юрий Триндюк), подтверждают, что "хотят добиться принятия Закона Украины о Севастополе и для этого готовы мобилизовать депутатский корпус". Валерий Саратов считает, что хотя это "вопрос непростой, но в той ситуации, которая сегодня сложилась в Верховной Раде, у города есть шансы для принятия закона". И, главное, что в представленном проекте не только подтверждается наличие всех сельских, поселковых и городских громад, но в то же время закрепляются выборы севастопольского головы. Человек, избранный городским головой, согласно проекту закона, затем назначается на должность Президентом Украины. Так у Севастополя может появиться всенародно избранный мэр. В полном смысле этого слова.
Пока проект закона даже не зарегистрирован. Но, как заявил Иван Вернидубов на заседании совета, процесс его принятия можно значительно ускорить в канун 225-летнего юбилея города. В том случае если настоятельно рекомендовать законодателям сделать севастопольцам подарок.
Ирина КАРАТАЕВА.
НАСКОЛЬКО ЭКСТРЕННО НУЖЕН НАШЕМУ ГОРОДУ ЗАКОН О ГОРОДЕ-ГЕРОЕ СЕВАСТОПОЛЕ?
Владимир АКУЛОВ, заведующий отделом научно-технической информации и ресурсов Морского гидрофизического института НАНУ:
— Я надеюсь, что этот закон войдет в силу в течение 2-3 месяцев. Жители города и гости не должны быть свидетелями выяснений отношений между городскими властями. В законе должны быть четко прописаны полномочия городских ветвей власти, а также формы и методы их ответственности перед горожанами. Как известно, в составе Верховной Рады есть три депутата от Севастополя. И они в первую очередь должны быть выразителями интересов жителей своего региона. Нам не должны диктовать свои условия или навязывать свои взгляды некомпетентные представители других регионов.
Ирина, предприниматель:
— Уже много лет слышу, что из-за отсутствия этого закона в городе существует ряд нерешенных проблем. Был бы этот закон, были бы и конкретные решения. Безусловно, Севастополь требует особого статуса, так как слишком много здесь сконцентрировано политических, экономических интересов. Да и мы уже привыкли, что Севастополь — город особого статуса. Но, как мне кажется, нынешняя власть в Украине в этом не заинтересована и делает все, чтобы Севастополь не выделялся на фоне других украинских городов.
Анатолий ДАНИЛОВ, заместитель декана факультета судовождения и энергетики судов СВМИ им. П.С. Нахимова:
— С учетом обстановки, которая складывается в нашем государстве, Севастополю этот закон нужен как воздух. Я прослужил на флоте около 40 лет и считаю лучшим подарком к 225-летию принятие долгожданного и крайне необходимого закона о нашем славном городе-герое. И пусть для этого объединят свои усилия депутаты и представители всех партий и блоков. Довести начатое дело — поручение от севастопольцев. И просьба к Президенту Украины, который наверняка примет участие в главных праздничных мероприятиях: лично известить севастопольцев о принятии этого закона. Распри между ветвями городской власти прекратятся, и мы будем жить по закону.