В дни 20-летия СТВ многие коллеги и друзья Бориса Эскина, первого редактора и одного из зачинателей Севастопольского телевидения, направили ему поздравления. И вот Борис Михайлович откликнулся.
Не успели мы с женой оглянуться, как минуло 17 лет со дня расставания с Севастополем. То была горькая и вынужденная разлука. И до сих пор одна половина души радуется новой жизни, а другая — втайне скорбит о потерянной былой.
Первые два года мы прожили на юге Израиля, в пустыне Негев, в затерянном среди пылающих песков городке Димона, где находится самый "секретный" и известный объект — атомный реактор.
Однажды меня пригласили почитать свои стихи в Хайфский технион, а после выступления друг юности, профессор этого института, повез нас с Ольгой к себе домой ночевать. Оказалось, что живет он вовсе не в шумной Хайфе, а неподалеку — в небольшом городке Нацерет-Илит, построенном над знаменитым Назаретом Иисуса Христа. Когда утром мы вышли на веранду, я задохнулся от восторга — это был Крым: холмы, разлапистые сосны, серпантины горных дорог. Вот только не хватало севастопольских бухт! И мы с женой тут же решили: переезжаем в этот очаровавший нас городок с нежарким климатом, хрустальным воздухом и… крымским пейзажем.
Старые друзья, побывав у нас дома, улыбаются: севастопольская квартира! Морские раковины, панно из крымского можжевельника, рисунки и снимки Херсонеса, Графской пристани, Приморского бульвара, площади Ушакова и, конечно, фото дорогих сердцу людей. Их образы навечно впечатаны в душу: незабвенный Владимир Ясногородский, поставивший на сцене театра им. Луначарского мою пьесу "Оборона", замечательные журналисты Лиза Юрздицкая и Толя Марета, неистовый летописец еврейского Севастополя Борис Гельман, блистательный скульптор-монументалист Владимир Бондаренко и художник Владимир Озерников, мой славный друг, в прошлом управделами горсовета Николай Миненко и бывший мэр города Иван Ермаков, добрая душа врач Галина Дубровина, незабываемый Аркадий Шестаков и капитан дальнего плавания Борис Корда, археолог Олег Савеля, телеоператор и бард Толя Губанов, композитор Борис Миронов. Ну и, конечно, давнишние други нашей семьи, чудные наши Яков и Люда Машарские: приезжая к своим детям, живущим в Кармиэле, они обязательно заглядывают к нам, в "галилейскую Швейцарию".
Так случилось, что в преддверии 20-летия Севастопольского телевидения меня посетили телевизионные коллеги: сначала — нестареющая, безмерно талантливая Лариса Кужанова (с ней мы начинали СТВ), а совсем недавно — Лариса Раевская, которая пришла ко мне еще студенткой. Приятно сознавать, что она выросла в яркого, большого профессионала.
Сидели, вспоминали былое, перебирали родные и близкие имена первопроходцев СТВ: журналистов Володи Илларионова, Кирилла Сомова, Яны Васьковской, операторов Толи Бальчоса, Светланы Казариной, Олега Золотарева, звукорежиссеров Саши Новицкого и Татьяны Ломакиной…
Кстати, у Ларисы Раевской в Израиле живут родители. А вообще у нас тут целая севастопольская колония! Мой соавтор по многим книгам Миша Лезинский (они с женой Аней живут в Хайфе). В Беэр-Шеве обосновались Лариса и Эдуард Фроловы (он был помощником директора радиозавода по быту; мы с ним знакомы еще со времен учебы в СПИ). Ида Ямщик, светлая моя подружка, к которой я нередко наведываюсь в Кирьят-Оно. В Ашдоде процветает Аркадий Сивакс: все так же, как в Севастополе, командует парусами! В Нетании поселился Григорий Футерман, менеджер-легенда, которого Утесов назвал "адмиралом эстрады". Там же, в Нетании, ведет успешный бизнес известный севастопольский предприниматель Евгений Россин. Живут в Израиле: знаменитый инженер-изобретатель с Морзавода Иосиф Зак, бывший преподаватель приборостроительного института Ривекка Левин (увы, недавно скончался её супруг, доцент СПИ Марк Левин), морской офицер Вячеслав Каганович, севастопольский композитор Валерий Громцев, Александра Золотарева, у которой я еще в Севастополе брал первые уроки иврита — всех не перечислишь.
Нередко друзья звонят: "Борис, включи Российское телевидение — Севастополь показывают!" Слава Богу, теперь появилась возможность смотреть СТВ напрямую по Интернету — в режиме онлайн.
А какую радость и гордость мы все испытали, когда на гастроли в Израиль приезжал замечательный севастопольский Театр танца Вадима Елизарова! Конечно, встретился со старым другом, потрясающим хореографом, чьи спектакли прошли на Земле обетованной с небывалым триумфом.
Все эти годы в Израиле я, по существу, продолжал заниматься тем же, чем занимался всю жизнь: работал на радио, делал телевизионную передачу, руководил театром "Элит" (где, кстати, играла актерская пара из театра Черноморского флота — Люда Литвинова и Леня Трус). Издал шесть сборников стихов и книгу мемуаров, стал победителем поэтического конкурса русского радио РЭКА, лауреатом международного турнира поэтов в Германии. Мы с женой много попутешествовали: Италия, Германия, Греция, Швейцария, Лихтенштейн, Турция, Египет, Англия, Франция, Испания…
Израиль стал мне новой Родиной. Я люблю эту прекрасную, древнюю и юную страну, единственную на планете воскресшую из небытия.
И все же, все же, все же… Есть Севастополь — моя негасимая звезда, моя любовь, моя радость и боль.
Моя неизлечимая болезнь,
Мой белый город,
Утренняя песнь.
Ты к памяти приставлен часовым,
Чтоб никогда ту боль не замело…
Я в этом городе любил
И был любим.
В нем сердце захоронено мое.
Б. ЭСКИН. (Нацерет-Илит, Израиль).