На античной сцене Херсонеса стартовал театральный сезон. После полуторатысячелетнего антракта — уже 24-й по счету. Но у нынешнего есть особенность. Теперь спектакли будут идти не на руинах, а почти в настоящем античном колизее. Силами Национального заповедника «Херсонес Таврический» завершен первый этап реставрации античного театра. По сути, то, что никак не удавалось сделать в течение двадцатилетия, свершилось за один последний год. Правда, у данной истории есть и своя предыстория.Почти четверть века назад первыми эту сцену опробовали артисты драматического театра Черноморского флота им. Б. Лавренева. До этого в течение пятилетки труппа освоила площадки в районе Башни Зенона и в Итальянском дворике. Потом обратили внимание на проскений (сцена) античного театра. Мало кто верил в перспективность попытки (сооружение дошло до наших дней, как говорится, в сильно усеченном виде): археологам удалось раскрыть только три с половиной сектора театрона (поднимающиеся по наклонной ряды сидений античного театра). Но… Многие и по сей день считают это чудом, противоречащим всем законам физики. Потому что в сохранившемся на треть древнем театроне современный театр зазвучал. По дружному мнению актеров обоих ведущих драматических театров Севастополя, давно освоивших античную сцену Херсонеса, "акустика здесь — потрясающая, а работа — удовольствие".
Известие о том, что античный театр скорее жив, чем мертв, сыграло положительную роль в его дальнейшей судьбе. В генеральном плане реконструкции заповедника, разработанном и утвержденном на самом излете советской власти, присутствовал отдельный раздел консервации и частичной реставрации руин Херсонесского античного театра. Авторами проекта 1991 года стали киевляне — С.Д. Крыжицкий (научный руководитель), О.И. Домбровский (руководитель историко-археологических исследований), Ю.Г. Лосицкий, Я.Я. Дихтярь (авторы проекта). От Херсонеса ответственным за реализацию проекта назначили заведующего архитектурно-археологическим отделом заповедника С.Г. Рыжова.
Как известно, театр был открыт в 50-е годы XX века О.И. Домбровским. Раскопки показали, что сохранился он частично из-за строительства на его месте в период раннего средневековья двух христианских храмов и жилых домов, для возведения которых употреблялись каменные блоки и бут от театра, превращенного, по сути, в каменоломню. Например, в кладке оборонительной стены местами заложены целые театральные скамьи. Немало остатков театра удалось обнаружить под полом "Храма с ковчегом", перекрывшего часть разрушенного театрона. Обмер остатков театра позволил получить точность посадки каждой съемки в масштабе. Все это и позволило сделать вывод о том, что теоретически возможно восстановление театра эллинистического времени (разумеется, не как произведения монументальной архитектуры- предмета искусства, а как утилитарной постройки).
В соответствии с утвержденным проектом натурной реставрации подлежали театрон, скене (пристройка, где переодевались актеры и хранился театральный инвентарь, позднее — часть сцены античного театра), проскений. Акцентировалось, что возможно только частичное восстановление театрона на участке между "Храмом с ковчегом" и правым входом в театр. Такой подход гарантировал, что будет восстановлен фрагмент театрона, который бесспорно именно таким и был, и мог дойти до нашего времени в случае меньших разрушений. Восстановлению подлежали три с половиной сектора (по 12 рядов скамей в каждом).
Чертежи скамей и ступеней сделали на основании остатков оригиналов, уцелевших внутри "Храма с ковчегом", и заказали эти элементы в 1991 году на Альминском карьере. Денег хватило на комплектацию всего двух секторов. На их установку сил уже не осталось. Вот, собственно, и вся предыстория.
Новый генеральный директор заповедника Л.М. Жунько обратил внимание на залежи этих заготовок. Так театр попал в план реставрационных работ на 2012 год — год 120-летия музея и 185-го археологического сезона. С задачей завершить реставрационные работы к открытию и театрального сезона все тот же заведующий ахитектурно-археологическим отделом С.Г. Рыжов справился. Утверждает, что "малой кровью": Херсонесу потребовалось всего лишь найти фонд зарплаты для бригады из шести человек. Из трех с половиной секторов отреставрировано два на 300, как теперь принято говорить, посадочных мест. Говорили ли нечто подобное древние эллины — можно только догадываться. Но заглянуть в глубь веков на два тысячелетия назад стало немножко проще, ведь у нас теперь есть возможность оказаться в среде, вполне привычной и для реальных херсонеситов.
В греческом Херсонесе театр был очень уважаемым местом, к которому вели не козьи тропы, а широкая дорога. Такая дорога здесь теперь тоже есть. Реставраторы очистили от отвалов XIX-XXI веков улицу, примыкающую к театру. С чьей-то легкой руки ее уже нарекли Театральной. Осталось перевести на древнегреческий?