В РОССИИ МОГУТ ЗАПРЕТИТЬ ПРОДАЖУ КРЕПКОГО АЛКОГОЛЯ В МАГАЗИНАХ, РАСПОЛОЖЕННЫХ В ЖИЛЫХ ДОМАХ.
Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка («Росалкогольрегулирование») подготовила законопроект «О внесении изменений в федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции». Новые правила игры, которые предлагает ведомство, всерьез изменят обстановку на рынке.К тому, чтобы внести изменения в расстановку «российский потребитель — алкоголь», есть свои предпосылки. В первую очередь это количество потребленного россиянами алкоголя. Россия по-прежнему занимает четвертое место по употреблению алкоголя — 15,1 л чистого спирта в год на человека. Эти данные приведены в последнем глобальном докладе ВОЗ о ситуации в области алкоголя и здоровья, рассматривающем положение дел во всех 193 государствах — членах ВОЗ по состоянию на 2012 год.
Как выяснили эксперты ВОЗ, больше всего алкоголя в год употребляют в Беларуси — 17,5 л чистого спирта на человека. На втором месте идут граждане Молдовы (16,8 л), на третьем — Литвы (15,4 л). Россияне, как и три года назад (перед этим подобное исследование ВОЗ публиковала в 2011 году), оказались на четвертой строчке списка. Потребление алкоголя в РФ составляет в год 15,1 л на человека. Это в два с половиной раза превышает среднемировой показатель, составляющий 6,2 л чистого спирта в год, или 13,5 г чистого спирта в день, на человека старше 15 лет. Впрочем, по данным «Росстата» РФ, употребление алкоголя в России снизилось с 18 л на душу населения в 2009 году до 13,5 л в 2013 году.
Больше всего на Земле люди отдают предпочтение крепким спиртным напиткам (50,1% потребления), на втором месте по популярности идет пиво (34,8%), на третьем — вино (8%). В целом по Европе уровни потребления алкоголя оказались самыми высокими в мире. Все страны из первой десятки списка представляют этот регион: пятую строчку заняла Румыния, шестую — Украина, далее идут Андорра, Венгрия, Чехия и Словакия. А ведь это еще без учета крымчан, которые к следующему докладу ВОЗ могут изменить соотношение между четвертым и шестым местом.
Улучшить ситуацию призван законопроект «Росалкогольрегулирования». Новые предложения этого ведомства направлены на реализацию плана по снижению алкоголизации населения и доступности спиртных напитков.
Законопроект предполагает повышенные требования для розничной продажи алкогольной продукции крепостью свыше 28%. Критерием содержания этилового спирта (28% объема готовой продукции) в алкогольной продукции служит аналогичный критерий, используемый в Договоре о Евразийском экономическом союзе, подписанном 29 мая 2014 г. в Астане, а именно — водка, ликеро-водочная и другая алкогольная продукция крепостью свыше 28 процентов.
Для начала разработанный ведомством документ предлагает устанавливать требования к минимальному размеру оплаченного уставного капитала для компаний, занимающихся розничной продажей алкоголя. Для тех, что торгуют алкоголем крепостью до 28% включительно, — до 1 миллиона рублей (за исключением организаций общественного питания), а свыше 28% — от 500 тыс. рублей до 2 млн рублей. При установлении размера минимального уставного капитала органы государственной власти субъектов РФ должны будут ориентироваться на соотношение среднего количества таких компаний к численности населения в регионе.
По данным «Росалкогольрегулирования», сейчас минимальный размер оплаченного уставного капитала должен составлять не более 1 млн рублей. При этом, например, в настоящее время только в Москве, Новосибирской области, Якутии, Чукотском и Ханты-Мансийском автономных округах установленный порог составляет 1 млн рублей, а в остальных субъектах — в среднем 300 тыс. рублей. Таким образом, розничную продажу алкогольной продукции крепостью свыше 28% смогут осуществлять только организации, имеющие уставной капитал не менее 500 тысяч рублей. Повышенный уставной капитал — это повышенные требования и… уход с рынка мелких игроков.
Но есть и послабления для бизнеса. В связи с предложением установить повышенные лицензионные требования для розничной продажи алкогольной продукции крепостью свыше 28% законопроектом предусмотрена выдача лицензий отдельно на розничную продажу алкогольной продукции до 28% включительно и на розничную продажу всех видов алкогольной продукции. Таким образом, организации, осуществляющие розничную продажу крепкой алкогольной продукции, смогут также осуществлять розничную продажу алкогольной продукции крепостью до 28%. Для осуществления деятельности по розничной продаже всех видов алкогольной продукции организации не придется получать две лицензии и, соответственно, оплачивать государственную пошлину в двойном размере. Сейчас же различные лицензионные требования в законодательстве не предусмотрены.
Кроме того, «Росалкогольрегулирование» предлагает исправить недоработку, имеющуюся в законе «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции». Дело в том, что сегодня в России законодательно запрещено распитие алкогольных напитков в городских лесах, садах и парках, а также на пляжах. При этом запрета на продажу крепкого алкоголя в этих местах нет. То есть теоретически созданный по всем правилам розничный магазин мог торговать такими напитками на территории парка или пляжа. Впрочем, тот же закон запрещает распитие спиртных напитков в упомянутых общественных местах, если только гражданин не употребил его в расположенном там ресторане или баре.
«Росалкогольрегулирование» предлагает ограничить розничную продажу алкоголя в магазинах и кафе на этих территориях. Исключение лишь для алкогольной продукции крепостью не более 16,5%. Кроме того, исключение может быть сделано для индивидуальных предпринимателей, продающих пиво и пивные напитки, сидр, пуаре и медовуху в ресторанах.
Ну и наконец, «Росалкогольрегулирование» предлагает запретить розничную продажу алкоголя крепостью свыше 28% в магазинах, расположенных в многоквартирных домах. И объясняет эту инициативу большим количеством предложений граждан в связи с многочисленными нарушениями общественного порядка в таких магазинах или рядом с ними. А сколько у нас торгующих алкоголем магазинов, разместившихся в бывших квартирах первых этажей, переведенных в разряд нежилых помещений?!
Эти поправки могут стать не последними. Общественная палата РФ уже предложила отделить в магазинах продажу алкоголя от продажи продуктов питания с тем, чтобы оградить детей от вида бутылок с «огненной водой» и прочими веселящими напитками. Варианты различны: «магазин в магазине», когда алкогольная секция закрыта от остальной продукции и представляет собой самостоятельный отдел с собственной кассой, или организация секции алкоголя вдали от кассовой зоны и рядов с продуктами питания. Первый вариант, популярный в европейских «гиперах», был в свое время проверен в деле и в некоторых севастопольских супермаркетах. Не прижился… При этом остается открытым еще и вопрос, как расставлять спиртное в несетевых магазинах малой площади.
Законопроект уже прошел общественное обсуждение и на прошлой неделе был направлен в департамент оценки регулирующего воздействия Министерства экономического развития России. Остается ждать, уйдет ли алкоголь из магазинов, расположившихся в многоквартирных домах…
Россияне поддерживают идею поднять возраст продажи алкоголя до 21 года
Как свидетельствуют результаты исследования ВЦИОМ, проведенного по заказу Общественной палаты РФ, предложение повысить минимальный возраст для продажи алкоголя с 18 лет до 21 года поддерживают четыре пятых россиян (79%). Скорее всего, не одобрили бы эту инициативу 19% опрошенных.
Чем старше респонденты, тем чаще они выступают за то, чтобы спиртное в России отпускали лицам не моложе 21 года. Так, среди опрошенных старше 60 лет эта доля составляет 85%, а среди 18-24-летних — 64% Данную позицию в большей степени склонны разделять женщины (82%), нежели мужчины (74%).
Фото Владимира Докина.