Жил-был один маленький театральный фестиваль со смешным названием «Закрытый показ»… В этом году ему исполнилось аж восемь годиков, но лишь второй сезон подряд его стали включать в План общегородских культурных мероприятий, как весьма значимый и полезный. Признали, стало быть. Еще бы, ведь главная цель всех «Закрытых показов» состояла в том, чтобы познакомить севастопольцев и гостей города с молодыми театрами и новыми веяниями на сценических подмостках России. То есть попытаться увидеть завтрашний Театр.
Еще одна уникальность этого ежегодного фестиваля заключается в том, что он — некоммерческий. Это означает, что участники не платят так называемый «фестивальный сбор», зрители проходят на все мероприятия совершенно свободно, то есть, бесплатно, что в наше время, согласитесь — большая редкость, ну а артисты не получают ни копейки за свои выступления. Территория «чистого искусства».
Традиционно «Закрытый показ» проходил в течение семи вечеров под открытым небом на зеленой лужайке арт-галереи «Зеленая пирамида». Кстати, отдельное спасибо директору арт-галереи Леониду Шувалову за бескорыстную поддержку фестиваля на протяжении восьми сезонов. А от нашего доблестного управления культуры требовалось лишь оплатить аренду светозвукового оборудования и полиграфическую продукцию согласно составленному и утвержденному бюджету на 2015 год. Кстати, бюджет всех фестивальных расходов «Закрытого показа» сопоставим с ежемесячной (!) премией чиновника управления культуры! Ну, это так, для наглядности.
И, несмотря даже на мизерные запросы «Закрытого показа», нынешняя его программа была практически сорвана! Убогое световое и звуковое оборудование прошлого века собиралось по разным театрам, подвалам и гаражам друзей, а организаторам было стыдно смотреть в глаза приехавшим московским и волгоградским артистам. Ведь они совсем иначе представляли себе фестивальную жизнь в городе федерального значения с богатыми театральными традициями..!
Два именитых севастопольских театра (им. Луначарского и им. Лавренева) из-за отсутствия соответствующего оборудования и транспорта вынуждены были показывать заявленные в программу фестиваля спектакли на своих стационарных площадках. О запланированной и сверстанной культурной программе фестиваля (а это — вечера альтернативной музыки, актуального изобразительного искусства, фотовыставки, видеоарт и многое другое) лучше не вспоминать. Элементарную автобусную экскурсию гостей на историко-мемориальный комплекс «35-я батарея» и в балаклавскую штольню пришлось отменить из-за… отсутствия этого самого автобуса!
Ну а наиболее отличившихся артистов вместо сувениров и призов ждали… обыкновенные дипломы! Повторюсь, что молодые театры из Москвы и Волгограда приехали на фестиваль за свой счет. Причем, приехали не отдыхать, а работать. Каждый вечер — новый театр, новый спектакль, новая эстетика, новые имена… Тут следует отметить принципиальное отличие больших «титульных» фестивалей с участием мэтров сцены и маленьких фестов молодежных театров. В первом случае афиши изобилуют громкими именами народных и заслуженных артистов, проверенным десятилетиями репертуаром, фамилиями брендовых режиссеров и обласканными столичной критикой постановками. Второй случай — своего рода инкубатор, лаборатория, в которой новые театральные «алхимики» ищут свой рецепт получения «философского камня» или зарождения «гомункулуса». Завтрашний день российского (да и мирового!) театра начинается сегодня, именно с молодежных и студенческих театров. Если кто не в курсе, то культовый режиссер Марк Захаров, прежде чем возглавить легендарный «Ленком», начинал экспериментировать в студенческом театре МГУ. А достать «лишний билетик» в «неформальный» московский «Театр.doc» сложнее, чем на премьеру к Роману Виктюку! Отчего-то именно сейчас вспомнился афоризм одного из революционных реформаторов сцены Всеволода Мейерхольда: «Будущее в театре принадлежит дилетантам»! При условии, что этим «дилетантам» чиновники от культуры дадут хотя бы один шанс выжить. По всему выходит, что не дают.
Поэтому приготовьтесь встречать многочисленных гастролеров из столиц и не только. Конечно, на афишах будет полный перечень званий, регалий и наград — провинциалы это очень привечают. Они будут выступать на самых лучших площадках с современным светом, звуком и спецэффектами. У них будут аншлаги, даже при заоблачной цене на билет, но… У Театра нет будущего, если нет собственного «инкубатора». И тогда Севастополь превратится в театральную провинцию, с удовольствием «кушающую» все, что ей привезут с материка. Показательный пример: если бы в далеких 90-х дирекция Театра «На Большой Морской» не позволила бы экспериментировать молодому актеру и режиссеру Игорю Волошину, смог ли он стать сегодня кинорежиссером с мировым именем?! Ответ — в самом вопросе!
Да и отношение ко всему, что имеет клеймо «Сделано в Севастополе», у наших чиновников весьма скептическое. Нет, мы лучше пригласим к себе на гастроли «засвеченных» и узнаваемых персонажей сериалов со второсортной антрепризой, нежели попытаемся развить и поддержать что-то свое. Удивительное пресмыкание перед столичными именами! А вот художественный руководитель волгоградского студенческого театра Вячеслав Кащеев на фестивальном пресс-клубе рассказал, что по муниципальной программе развития молодежного искусства его театр имеет возможность регулярно показывать свои спектакли в одном из крупнейших залов города вместимостью в тысячу человек! И они ежегодно проводят альтернативные театральные фестивали, цель которых все та же: увидеть тенденции развития современного искусства. Излишне добавлять, что все расходы на проведение берут на себя городские власти. Два российских города-героя: Волгоград и Севастополь, и такие диаметральные понятия чиновников о приоритете «импортозамещения» перед «импортом». Вспомнился Жванецкий: «Консерватория, концертмейстерство, торговый техникум, зав. производством, икра, крабы, валюта, золото, суд, Сибирь. Может, что-то в консерватории подправить?».
Прискорбно, что та же участь и по тем же причинам постигла и традиционный фестиваль поэзии «Пристань менестрелей», который двенадцать лет подряд проходит в Балаклаве благодаря энтузиазму известной поэтессы Любови Матвеевой. Мизерный бюджет ее фестиваля также был утвержден в конце прошлого года, но в последний момент нещадно урезан. Жаль, что в управлении культуры города-героя не видели слез Матвеевой, когда она накануне открытия фестиваля тащила ящик с керамикой — «призовой фонд» для будущих лауреатов..!
И это еще не все! В августе должен открыться фестиваль кукольных театров «Маленькая страна»… По словам Людмилы Сухановой — организатора этого фестиваля и художественного руководителя театра кукол «Саквояж» — утвержденный бюджет «Маленькой страны» волшебным образом сократился более чем вдвое. А это означает лишь одно… Читай выше.
Повторюсь, что бюджеты этих фестивалей сопоставимы с ежемесячными премиями тех деятелей культуры, которые их утверждали и включали в план городских мероприятий. Что-то мне подсказывает, что премии они непременно получат. Где вы видели чиновника, который сам себя лишит премии за «ударный труд» на ниве культуры и искусства?! Пересмотрите замечательный фильм Рязанова «Забытая мелодия для флейты»… А фестивали?.. А что фестивали?! По количеству фестивалей «мы впереди планеты всей». Правда, за счет материковых гастарбайтеров.
Ну и резюме. Так полюбившийся нашим чиновникам всех уровней «переходный период» является надежным занавесом, скрывающим некомпетентность и нежелание работать в новых реалиях. Для них время остановилось в наилучшем периоде. Правда, для нас он может стать не «переходным», а «ледниковым периодом». Нет, жизнь не прекратится, она просто «заморозится» до лучших времен! «Жаль только — жить в эту пору прекрасную уж не придется — ни мне, ни тебе». Похоже, что Некрасов тоже жил в «переходный» период.
К сему Андрей МАСЛОВ.