Правительство Севастополя инициирует экспертное обсуждение проекта
стратегии социально-экономического развития Севастополя до 2030 года, в
котором сформулирована будущая миссия города. Текст документа был
обнародован на официальном сайте правительства 5 февраля.Проект стратегии социально-экономического развития Севастополя до 2030 года был подготовлен в конце 2016 г. в соответствии с федеральным законом РФ от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» и законом Севастополя от 5.12.2016 N 295-ЗС «О стратегическом планировании города Севастополя».
В конце прошедшей недели глава Севастополя Дмитрий Овсянников утвердил план подготовки проекта стратегии к рассмотрению законодательным собранием города, после чего документ был опубликован на официальном сайте правительства.
Разработчик стратегии — московское ООО «Бизнес решения» — в своем резюме пояснил, что в рамках данной работы были проанализированы и структурированы основные социально-экономические показатели развития города, определены перспективные направления развития его экономики и социальной сферы, а также разработан план мероприятий для реализации стратегии.
Так вот, по результатам анализа экономики и социальной сферы города эксперты констатировали: сложившаяся структура основных видов деятельности и их масштаб не соответствуют задачам развития Севастополя.
«В настоящее время в экономике города доминируют виды деятельности, не связанные с производством. Так, основным видом деятельности, занимающим в городе первое место по показателям численности занятых и величине оборота, является «торговля и услуги», а по объему налоговых поступлений лидирует «государственное управление». В результате собственные налоговые и неналоговые поступления в доходную часть бюджета города составляют лишь треть от общего размера доходов бюджета, что делает его неустойчивым и зависимым от трансфертов из федерального центра. При этом основным налогом, формирующим 2/3 собственных налоговых сборов города, является НДФЛ. Вклад же других налогов — налога на прибыль, налога на имущество — в доходы бюджета существенно меньше, чем в среднем в России и в большинстве ее регионов», — резюмируют разработчики.
При формировании совокупности возможных сценариев развития города учитывались его конкурентные преимущества и возможности (сильные стороны, слабые стороны) и риски (ограничения и угрозы). Все это, считают эксперты, позволило им сформулировать миссию и стратегические цели развития Севастополя.
В основу формулировки миссии города легли и понимание особой геостратегической значимости города для России, и учет того факта, что на протяжении всей истории Севастополя город оставался местом базирования Черноморского флота России. С другой стороны, считают москвичи, опора исключительно на развитие флота невозможна: полученный в последние десятилетия опыт функционирования города в качестве «открытого» показал реальные возможности для более полного использования его объективно конкурентных преимуществ (географии, климата, историко-культурного наследия, высокого культурно-образовательного уровня населения и т.д.).
Сформулирована миссия города так: «Севастополь — это российский геостратегический центр в Причерноморье, город Черноморского флота России, производственный, гуманитарный и туристический центр юга России». Реализация данной миссии увязана в стратегии с достижением трех стратегических целей: создание высокоэффективной экономики, ориентированной на производство продукции с высокой добавленной стоимостью; становление города как центра бизнеса, торговли, транспортно-логистических услуг, образования, культуры и досуга в Причерноморье; повышение уровня комфортности города для жителей и его гостей.
В качестве приоритетных направлений деятельности в экономике определены (как и в Концепции 2014 года) секторы, связанные с обслуживанием ВМФ, приборостроение, сельское хозяйство, рыболовство и рыбоводство, включая переработку соответствующего сырья, а также туризм.
Почти 200 листов аналитического и прогнозного текста содержат рекомендации по трем этапам приведения Севастополя к его миссии комфортного для проживания современного города. И уже на этой неделе в соответствии с планом продвижения стратегии правительству Севастополя поручено провести экспертное обсуждение по всем перечисленным в нем направлениях. До 1 мая 2017 года проект должен пройти согласование в Министерстве экономического развития РФ и в июне «выйти» на сессию заксобрания Севастополя.
Начальная (максимальная) цена контракта в ходе проведения открытого конкурса на выполнение научно-исследовательских работ по теме «Разработка стратегии социально-экономического развития города Севастополя до 2030 года» составляла четырнадцать миллионов рублей.