В ожидании его члены Севастопольского регионального представительства Союза кинематографистов Российской Федерации, в отличие от гоголевских героев, не волновались и не рефлексировали. Скорее, рассчитывали на понимание и поддержку. И, похоже, не ошиблись.
Севастопольское и Крымское отделения Союза кинематографистов России (в дальнейшем—СК, не путать со Следственным комитетом), по понятным причинам, самые молодые в составе этой общероссийской общественной организации, объединяющей пять тысяч кинематографистов. Не так уж и много для огромной страны: союз имеет свои представительства примерно в половине субъектов федерации, и, если вспомнить известное высказывание Ильича («Из всех искусств для нас важнейшим является кино»), то мы практически сразу выбрали эту золотую половину.
Что неудивительно: Севастополь и Крым являются традиционно «киношными» регионами со своими киностудией (Ялтинская), достижениями (список фильмов, ставших классикой, для перечисления слишком внушителен), традициями и принципами.
Кстати, по причине особой принципиальности Севастопольское отделение СК уже, можно сказать, прогремело не только на всю страну, но и за ее пределами. Еще бы: местные кинематографисты не допустили Майдана на улицах Севастополя. Майдан, правда, собирался киношный, но ряженые, баррикады, покрышки и огонь готовились настоящие. Представляете, что было бы, появись вся эта публика и атрибутика на улицах города «Русской весны»?!
А ведь могла появиться. В прошлом году некое творческое объединение намеревалось снять на нашей натуре фильм с вполне себе обычным для Севастополя названием «Море волнуется…» Но море оказалось не наше. Продюсер на полном серьезе заявил, что «мы здесь будем декорировать улицы Севастополя в улицу Грушевского, будем ставить баррикады и жечь покрышки. Все, что происходило в Киеве, будем снимать в Севастополе». Ну что тут скажешь… Может, дурак. Может, провокатор. В местном отделении СК (не путать со Следственным комитетом) выяснять доподлинно это не стали. Просто подняли общественность, Союз творческой интеллигенции Севастополя. И Майдана не допустили.
«Севастополь живет сейчас космической по энергетике жизнью»,—поделилась наблюдениями на пресс-конференции руководитель Севастопольского представительства СК РФ Татьяна Гагина (Клюева). Понятное дело, что это уже само по себе притягательно для людей, находящихся в творческом поиске. До недавнего времени для севастопольских членов Союза кинематографистов России это было очевидным фактом, с которым, как говорится, не поспоришь. Вот и не спорили: с открытой душой и горячим сердцем откликались на многочисленные предложения провести тот или иной кинематографический форум или фестиваль именно в Севастополе («фестиваль словно бы для этого города и создан и, безусловно, станет потом традиционно севастопольским»). Какой патриот нашего города не попадется в подобные сети?! Вот вы не попадетесь?
«Мы попадались,—призналась Татьяна Николаевна,—и под обман большой попадались. Едут, едут, списывают деньги. Нехорошо, наверное, говорю, но так оно и есть. Несут какую-то «пургу» на местных каналах, за которую стыдно (смотрю и думаю: «Господи, как же я это не предотвратила?»). Сидят в пустых залах, открытых для них с нашей помощью… В итоге выясняется, что это пшик, а не фестиваль. Он никому, даже организаторам, не нужен. А уж с Севастополем точно ничего общего не имеет и иметь в таком виде не может».
Наверное, очень многим читателям сейчас подумалось: «Татьяна Николаевна, ой как же мы вас понимаем!»
Ну а что же «ревизор» из столицы? Руководитель отдела СК по работе с регионами Андрей Трещалин вполне солидарен с севастопольскими коллегами. «Сейчас любой может организовать «фестиваль», договориться с 3-4 актерами и поехать куда ему угодно. Но чаще всего едут именно к вам. А что? На юг винца попить да еще и деньги за это получить. Сейчас это лакомый кусок».
Андрей Викторович считает, что нам следует учесть опыт других регионов России, где предпочитают проводить собственные фестивали, действительно основанные на местных традициях и специфике. Эти процессы надо отслеживать. Но, разумеется, исключительно в правовом поле.
Он поддержал усилия севастопольских кинематографистов относительно местного закона «О кинематографии». Севастопольское отделение Союза кинематографистов России полгода назад обратилось в заксобрание города с такой инициативой. На сегодня документ уже проходит правовую экспертизу у юристов законодательного органа города. По замыслу разработчиков, он в случае принятия будет регулировать съёмочный процесс на территории города, позволит обеспечить равномерную нагрузку на инфраструктуру Севастополя, упорядочит кинофестивальное движение в регионе и даже поспособствует в какой-то мере наполнению местного бюджета. Председатель постоянного комитета по социально-гуманитарным вопросам заксобрания Татьяна Щербакова считает, что такой документ нужен Севастополю, поскольку «в городе сохранилось много старой натуры и сам по себе он очень интересен, поэтому всегда будет пользоваться популярностью у кинематографистов».
Думается, в контексте всего вышесказанного инициатива местного отделения Союза кинематографистов России выглядит отнюдь не сумасбродно. Да, в общем-то, как говорится, не мы первые начали. В северной столице закон «Об отдельных мерах государственной поддержки кинематографии в Санкт-Петербурге» приняли еще в марте 2008 года. Хотя надо признать, что их закон, в отличие от проекта нашего, в значительной степени носит рамочный характер. Но «Севастополь (еще раз процитирую Татьяну Николаевну Гагину) живет сейчас космической по энергетике жизнью» и… А и правда, не замахнуться ли нам на Вильяма, понимаете ли, нашего Шекспира?!
У севастопольских кинематографистов действительно сейчас планов—громадье. В числе ближайших: «Севастопольская аллея звезд», открытие полноценного представительства Союза кинематографистов на базе модернизированного (с учетом всех современных технологий) кинотеатра «Россия», создание местного музея кино и т.д.
Руководитель отдела СК по работе с регионами А. Трещалин отметил реалистичность планов: «Вы—единомышленники. Это хорошо. Маленький, но сплоченный коллектив. Кроме того, у вас хороший деловой контакт с руководителями города. Без этого сейчас не выживает ни одна организация».
И мы будем надеяться, что все, задуманное в местном отделении Союза кинематографистов во славу Севастополя, всенепременно сбудется. Как говорится, без купюр.
Александр СКРИПНИЧЕНКО.
На снимке: кадр из фильма «Водитель для Веры».