15 августа — День археолога в России. Накануне праздника мы поговорили о значении сохранения памяти и истории с директором фонда поддержки гуманитарных наук «Моя история» Иваном Есиным.
— Иван Владимирович, перед началом беседы хотелось бы познакомить наших читателей с фондом. Что легло в основу идеи создания, и какие проекты фонд реализует сейчас?
— Нашу деятельность мы начали в 2014 году по поручению Президента России. Основное направление работы фонда — музеефикация древнего Херсонеса. За эти годы проект сильно вырос, но самое главное — наше участие в жизни древнего города приносит огромную пользу: Херсонесом Таврическим стали больше интересоваться в России. При поддержке фонда активно развиваются научные и экспозиционные масштабы музея, поддерживается системная археология, а сам заповедник смело может претендовать на звание ведущего музея мирового уровня.
— Недавно вы презентовали фильм «Родина моей Родины». Премьера прошла под открытым небом Херсонеса. Что для фонда и лично для вас значит это место?
— Это масштабная документальная работа о Херсонесе Таврическом. Фильм расскажет зрителям о том, какую роль события, произошедшие в 9 веке, сыграли и ещё будут долгое время играть в судьбе нашего Отечества. Несмотря на то, что фильм носит документальный характер, он создан с масштабными постановочными сценами и элементами 3D. Главной нашей задачей было показать, что крещение князя Владимира здесь, в Корсунской купели, было неслучайным решением. И это решение надолго определило судьбу нашей страны. Мы собрали лучших специалистов со всей России. Я счастлив, что у нас получилась такая масштабная и достоверная работа. Фильм «Родина моей Родины» уже занял особое место в медиатеке наших проектов, посвящённых Херсонесу Таврическому, а артефакты, обнаруженные в ходе раскопок на этой священной земле, станут памятниками культуры мирового значения и войдут в золотую к ладовую будущего историко-археологического парка.
— Когда вы впервые увидели Херсонес, какие чувства испытали?
— Я приехал сюда девять лет назад, в 2014 году, в составе большой делегации: с представителями фонда «Моя история» и специалистами Министерства культуры России. Признаться, чувства у меня были смешанные. Я увидел уникальный по масштабам и культурной ценности исторический памятник, который находился в запустении: стены древнего города были исписаны, портовая часть — замусорена. Руководство Украины не интересовало сохранение и развитие уникальной территории, которых на планете не так много. Именно тогда мы обозначили своей основной задачей раскрытие потенциала этого места. Не секрет, что территория музея-заповедника — порядка 40 гектаров, и после продолжительной по времени и трудозатратам расчистке мы совестно с музеем приступили к масштабным археологическим раскопкам, а музейный фонд — к показам уникальных артефактов. Когда началась эта работа, о Херсонесе заговорила вся Россия. Именно тогда Патриарший совет по культуре инициировал большой проект по созданию историко-археологического парка «Херсонес Таврический», чему лично я очень рад.
— Сейчас идёт большая работа по созданию уникального археологического комплекса. Что он будет из себя представлять?
— Мы очень ждём, что уже в следующем году будет достро - ен уникальный объект культуры: историко-археологический парк «Херсонес Таврический». Там формируется большой музейный кластер: это музей Античности и Византии, музей Крыма и Новороссии, музей Христианства, квартал реконструкций. Очень важно наполнить все эти объекты содержанием. Среди прочего, там появится амфитеатр на 1 200 зрителей. Внешний вид всех построек будет соответствовать общей концепции: византийская стилистика в новом прочтении, с использованием современных технологий и материалов. Я уверен, что впереди нас ждут ещё большие преображения.
— Программа развития «Херсонеса Таврического» разработана до 2025 года. На какой стадии сейчас реализация задуманного?
— Планка, которую мы поставили перед собой, достаточно высокая. Уже сегодня жители и гости города могут любоваться уникальными по внешнему воплощению и наполненными по содержанию объектами: школой искусств и филиалом «Артека» — детским центром «Корсунь». Аналогичных проектов в России нет. Мы сохраняем темпы строительства: как я уже говорил, в следующем году мы очень ждём открытия историко-археологического парка. Уверен, что он станет той самой жемчужиной и центром притяжения, которого по праву заслуживает это место. Тут начнётся активная работа партнёров: и выставки, и презентации, и показы, наш авторский спектакль «Грифон» тоже будет перенесён туда. Большая часть из этого всё ещё планируется в повестке будущих музеев, которым в первую очередь предстоит сформировать постоянные экспозиции и открыть свои двери для миллионов россиян.
Комментарии
Оставить комментарий