Прошедшее в середине июля с участием Президента Всеукраинское совещание по вопросам развития малого и среднего бизнеса выплеснулось публикациями в прессе. Авторы настаивают на необходимости не только экономической, но и политической поддержки законов данной сферы. Демонстрируется не только желание привлечь внимание к проблеме, но и акцентируется тезис о «мощном бюрократическом механизме противодействия малому и среднему бизнесу» «из-за корыстных интересов чиновников». Комментарий первого заместителя председателя государственной налоговой администрации в г.Севастополе А.И.БОЙКО.Практика, законодательные варианты, мотивы, слившись в пестрый ком, переливаются всеми оттенками прагматичных интересов. Немало таких моментов находим и в становлении, развитии малого и среднего бизнеса, в его короткой, но достаточно выразительной истории.
Во-первых, огромного уважения достойны люди, без ностальгических всхлипов принявшие крах «совковой» экономики, кинувшиеся спасать свою семью на собственный, отдельный от государства, страх и риск. Экономическая статистика 11-летнего украинского суверенитета утверждает, что успех пришел к «самым-самым» — энергичным, компетентным, волевым. Честь и хвала им, устоявшим под ударами карбованце-гривневых инфляций, роста цен на энергоносители, начальной неразберихи с правами собственности. Наработав не только опыт, но и капитал, не проев его, пустив на расширение и укрепление своего бизнеса, рыночные первопроходцы, утверждая собственное благополучие, постепенно стали ощутимо гарантировать стабильность доходных источников властных структур, наращивать уплату налогов. Во-вторых, не следует забывать и другого — приход к бюджетному повиновению для многих был не само собой разумеющимся правилом, а «воспитанным» под давлением фискально-принудительной политики первого этапа налоговой реформы.
Сегодня такое явление сглажено. Добровольность уплаты налогов в севастопольском регионе достигла, по официальной оценке, 75 процентов, но цифры, увы, бывают лукавыми. И сейчас наши проверки по линии, например, кассовых аппаратов дают 97-процентное «попадание» в нарушения, причем малый вкупе со средним бизнесом не отстают при этом от крупного. Собственно, если рассуждать об истории становления отношений государства и своих граждан, то как раз повальное уклонение от уплаты налогов и потребовало реформирования налоговой системы, начатого в 1996 году. Первый председатель налоговой администрации города открыто говорил о своей главной «головной боли»:
— Труднее всего собирать налог на прибыль. Предприниматели ее не показывают, ведут тройную бухгалтерию: для налоговой, для хозяина и для себя…
За пять с половиной лет пореформенного развития налоговые органы Севастополя, постоянно совершенствуя работу, успели воспитать налоговую культуру многих. Но если говорить откровенно, так ли далеко мы сегодня отошли от оценок начального этапа? О том, что теневой оборот средств по-прежнему огромен, отлично осведомлены и в государственной налоговой администрации Украины. Даже приблизительные оценки аналитиков ГНАУ утверждают, что до 40 процентов мелкотоварного бизнеса и сферы услуг работает в тени, 40 процентов достигают денежные доходы, получаемые посредством незарегистрированного труда. Тем не менее руководитель налогового ведомства государства Н.Я.Азаров придерживается прогрессивных взглядов:
— «Плюсы» тенизации есть, они хотя бы в функционировании системы розничной торговли, которая дает возможность миллионам граждан заработать на жизнь. Основные доходы государства теряются не на этой почве, поэтому мелкий и средний бизнес нуждается в поддержке, позиция налоговой службы к ним лояльна. Переведя их на единый налог, систему патентов, мы перестраиваемся на основную работу с крупными плательщиками.
И это не голословное утверждение. Законодательная поддержка малого и среднего бизнеса, кстати, по инициативе самих налоговиков, уставших от предпринимательских манифестаций, началась в 1999 году принятием президентского Указа, который ввел упрощенную систему, единый, фиксированный налоги и т.д. Для более четкого применения норм было предпринято разграничение субъектов малого и среднего предпринимательства. Юридическим лицам в такой категории разрешалось иметь среднеучетную численность работающих не больше 50 человек и годовой объем реализации не выше миллиона гривен, для физических лиц такой порог был установлен ниже — пяти вольнонаемных сотрудников и 500 тысяч гривен годовой выручки от продаж товаров и услуг. В таком виде упрощенная система стала магнитом, притянувшим к себе по всей Украине и в севастопольском регионе значительный контингент налогоплательщиков: начиная с 1999 года ежеквартальный переход на «упрощенку» увеличивался на 15 — 20 процентов. При этом все более крупный бизнес старался правдами и неправдами применять к себе преимущества единого налога.
Ощутимыми становились и недопоступления в бюджет. По подсчетам налоговых аналитиков, в иные годы они достигали в Украине 15 — 20 миллионов гривен, в севастопольском регионе трех миллионов гривен. Показательно и то, что многие субъекты хозяйствования, в первую очередь предприниматели, прочувствовав экономическую привлекательность единого налога, все смелее пытались выходить за рамки законодательно установленных условий, умышленно занижая показатели отчетно-балансовых документов, например, за счет увеличения показываемых затрат. Уклонистское «отмазывание» от бюджета скудными платежами под маркой единого налога стало массовым явлением как в масштабах государства, так и Севастополя. Хотя проверки налоговых аудиторов также массово вскрывали нарушения, стало ясно, что прекратить неоправданные потери казны могут только законодательные изменения. Это подтолкнуло рождение проекта о специальных режимах налогообложения в статьях готовящегося к принятию Налогового кодекса. Бюджетно трезвый вариант, подкрепленный доказательной базой, налоговики попытались провести к принятию.
Основная борьба ведется за право уплачивать НДС по нулевой ставке и оставление прежними, без увеличения, объемных порогов. Впрочем, шустрые ходатаи от предпринимательства заодно двигают тезис о «необходимости упрощения регистрации бизнеса».
Куда понесет нас рок событий, как сказал поэт, скоро узнаем. Президент поручил до 1 сентября внести для внеочередного рассмотрения Верховной Радой пакет законопроектов по развитию среднего и малого бизнеса.
Но деньги до бюджета «доводят» все-таки налоговые специалисты, именно им, и наверху, в Киеве, и нам, на местах, как никому, известны изощренные приемы увода экономики в губительную тень. А сколько раз прогнозная планка наполнения казны поднималась так высоко, что рост к предыдущему году превышал 20 процентов! Спрашивается, как же можно «расширять налоговую базу» без законодательно выверенных объективных инструментов?
Второй момент. Публикации огульно «мажут» «чиновничью братию» коррупционной кистью, якобы все и вся решается в обход законов, но факты — упрямая вещь. Ежегодно сотрудниками подразделения борьбы с налоговой коррупцией в Севастополе составляется до 12 протоколов, 2 — 4 человека выдворяются «за двери» государственной службы, это, согласитесь, немного, хотя работа поставлена грамотно. Так, значит, дело совсем не в том, что мы якобы только тем и занимаемся, что организуем «непрерывный поток различного рода разрешений, лицензий, искусственных препятствий для нормальной регистрации нового бизнеса». О том, какие завалы во всем этом приходится разгребать, мы время от времени рассказываем севастопольцам. Например, депутаты минувшего созыва «подмахнули» решение о единоразовой, на всю оставшуюся жизнь, выдаче разрешений на размещение объекта торговли. Разве это правильно в отношении тех, кто систематически обманывает казну? Лицензии на розничную торговлю алкоголем с конца прошлого года выдаются по упрощенной процедуре. Разве это плохо? А вот вновь создающиеся предприятия по действующим сейчас законам так спокойно «проскакивают» регистрацию, что в Севастополе, да и в Украине едва ли не каждый десятый житель является, по документам, учредителем каких-либо «Рогов и копыт». Сейчас занимаемся тем, что пытаемся до конца года закончить в Севастополе ликвидацию «мертвых душ».
Уже третий год налоговики внедряют стиль партнерских отношений с плательщиками. Им — бесплатные консультации, разъяснительные ответы на письма, возможность апеллировать по актам проверок, институт отсрочек и рассрочек платежей, согласований и компромиссов, почетные грамоты бюджетной признательности самым дисциплинированным. Хочется и публично поблагодарить накануне праздника за прозрачный стиль работы предпринимателей Гагаринского района Р.А.Ксендзюка и С.Е.Беляеву, чьи налоговые платежи этого года составили более 10 тысяч гривен, балаклавцев Т.И.Данько, создавшую 8 рабочих мест, и В.В.Яхно, работающего без нарушений, частного нотариуса И.Д.Бойко, Т.Н.Шушпанову, которым признательны в Нахимовском районе, налогоплательщиков Ленинского района А.Б.Степанова, отлично зарекомендовавшего себя не только налоговой дисциплиной, но и отличным качеством кондитерских изделий своего цеха «Фантазия», директора книжной сети магазинов «Гала» Д.Т.Филиппова, многих других.
Но ведь кошелек города и Украины «минусовыми» декларациями, невосполненными потерями от «единщиков» и штрафами не наполнишь! В таких условиях законодателям надо конкретно определяться: или принимать закон реального действия об «упрощенцах» с учетом факторов, блокирующих возможное уклонение от уплаты налогов, или обращать взор туда, где деньги еще продолжают неоправданно утекать. Речь, в частности, о «льготных» причинах бюджетных прорех. Только в нашем регионе количество субъектов предпринимательской деятельности, воспользовавшихся законодательно разрешенными льготами, за год выросло до 824 . По итогам первого квартала нынешнего года удельный вес потерь местного бюджета из-за этого составил 13 процентов, или более 8 миллионов гривен.
Сегодня мы с удовольствием и благодарностью констатируем, что поступления в городскую казну от малых и средних предприятий достигли 40-процентого объема, — спасибо, так и держать! Но каждый житель, в том числе и предприниматель, должен понимать, что лоббирование лично «выгодных» законов по большому счету не прибавляет к своему благополучию, а отнимает от него. Дороги в Севастополе ухабисты, холодная вода подается по усеченному графику, о горячей забыли, мусор убирать не за что и так далее. И все понимают, что ни у государства, ни у Севастополя денег на устранение всех этих бед явно не хватает. Исправить положение могут только устранение кризиса неплатежей, воцарение морали финансовой порядочности, реальные налоговые законы. Такая политика, я полагаю, гораздо достойней сталкивания предпринимательских и бюджетных интересов. На региональном уровне мы видим свою цель исключительно в консенсусе и прозрачности проводимой на месте политики налоговых норм. Есть все основания надеяться, что подготовка таких решений будет проводиться с участием всех заинтересованных сторон: как представителей Союза промышленников, предпринимателей и аграриев Севастополя, так и налоговых специалистов. Нынешний корпус депутатов горсовета сложится здравомыслящий, поэтому плодотворный переговорный процесс на благо народа, без неоправданного ущемления интересов предпринимателей вполне реален.