Каждую осень чинную тишину академического учреждения разрывают детские голоса и потоки школьников захлестывают старый конференц-зал, украшенный портретами великих ученых. Так начинается набор в кружки биологической секции Малой академии наук при ИнБЮМе НАНУ. Для многих воспитанников переход из малой академии в большую станет жизненной необходимостью. — Ольга Ильинична, по каким направлениям развивается обучение школьников?
— Становление научной смены происходит в шести кружках, охватывающих практически весь спектр биологических наук. Каждый из преподавателей является уникальной творческой личностью, обладает богатым опытом как научной, так и педагогической деятельности. Педагогической работой в рамках Малой академии наук Крыма научные сотрудники ИнБЮМа начали заниматься 35 лет назад. С каждым годом растет число слушателей, расширяются направления работы, увеличивается количество конкурсов и конференций, повышаются требования к качеству ученических работ. С 1995 года при активном участии сотрудников отделов экосистем шельфа, физиологии животных, функционирования морских экосистем, лаборатории микробиологии и других севастопольское отделение МАН становится одним из лучших в стране.
— Уточним для наших читателей: двое из преподавателей отмечены грантами фонда Сороса. Это Ольга Ильинична Оскольская и Михаил Валентинович Нехорошев. И трое ученых удостоены звания отличника образования Украины — О.И.Оскольская, М.В.Нехорошев и О.Г.Найданова. Ольга Ильинична, ребята приходят в Институт биологии после уроков. Не дублируют ли формы занятий в МАН те, что выработались в средней школе?
— Чтобы удержать завоеванный рейтинг, руководителям направлений приходится искать новые формы работы. Помимо лекционной деятельности, широко применяются экспериментальные и лабораторные исследования, организуются комплексные экспедиции школьников и студентов. Наиболее сложным аспектом формирования юных исследователей является не обучение, а воспитание, так как научная работа требует не только обширных знаний, но и особого мировоззрения. Мановец отличается от обычного школьника тем, что ему необходимо не только хорошо освоить школьную программу, дополнительную литературу по теме исследований, но и получить новые сведения, проанализировать их и изложить в виде научного труда. Научный руководитель и ученик становятся коллегами, а зачастую и соавторами.
— Естественно, роль преподавателя на этом этапе особенно велика, так как во все времена труд исследователя требовал энтузиазма, самоотверженности и добросовестности. Воспринимают ли эти качества школьники?
— Такие качества можно воспитать только собственным примером. Важным событием в жизни мановцев являются конференции и конкурсы-защиты, где особенно проявляется роль преподавателя-исследователя. Результаты интеллектуальной работы детей рассматривает авторитетное жюри. Сотрудники нашего института Бондаренко Л.В., Колесникова Е.А., Игнатьев С.М., Найданова О.Г., Нехорошев М.В., Шадрин Н.В., Щербань С.А., Радченко В.Н. являются постоянными рецензентами ученических творческих работ, составляют вопросы олимпиад, проводят их, принимают участие в природоохранных акциях, входят в состав жюри и т.д.
— Каких же успехов добиваются юные исследователи?
— Уже в нынешнем году воспитанники биологической секции МАН Ольга Болтачева, Елена Литвинова, Маша Шевченко (научный руководитель Оскольская О.И.), Дарья Ревина (научный руководитель Найданова О.Г.), Светлана Шадрина (научный руководитель Шадрин Н.В.) завоевали дипломы престижных Всеукраинских конкурсов студентов и школьников («Биология — наука XXI века», «Прикосновение к природе»), а ученица 11 класса средней школы 24 Дарья Солодовникова (научные руководители Оскольская О.И. и Нехорошев М.В.) стала победителем Всеукраинского конкурса исследовательских работ. И вот последние достижения: на международном конкурсе исследовательских работ имени Мантейфеля в Москве дипломы победителей получили сестры Ольга и Маша Шевченко и Володя Шохолов.
— Сообщим нашим читателям, что вы, Ольга Ильинична, на этом конкурсе удостоены премии за подготовку особо выдающихся юннатов. Наша газета неоднократно сообщала об успехах юных биологов, отмечая поддержку научно-исследовательской деятельности многими организациями.
— Действительно, сотрудники ИнБЮМа занимаются педагогической работой при поддержке эколого-натуралистического центра (директор Остроушко Т.А.), а также некоторых общественных организаций. С 2000 года к работе биологической секции МАН активно подключился совет молодых ученых ИнБЮМа, благодаря которому лучшие работы севастопольских мановцев были рекомендованы к представлению на конференции «Проблемы Азово-Черноморского бассейна» и опубликованы в материалах конференции. Так, с помощью научных сотрудников ИнБЮМа учащиеся проходят все ступени становления творческой личности — от выбора темы исследования до первых публикаций. Отрадно, когда контакты учащихся с руководителями сохраняются на долгие годы. Навыки исследовательского труда помогают ребятам стать лучшими среди студентов, а после окончания вузов шагнуть в большую науку. Так сохраняется уникальная общность и преемственность интеллектуалов различных возрастных групп, происходит передача методического опыта, традиций, формируется научная элита Украины.
— Мне остается пожелать вам и вашим коллегам успехов в этой благородной подвижнической деятельности. Спасибо за беседу!
На снимках: победитель международного конкурса исследовательских работ им.Мантейфеля Ольга Шевченко; занятие с мановцами ведет старший научный сотрудник ИнБЮМа О.И.Оскольская; будущая смена отечественных биологов.