Сегодня правом законодательной инициативы обладает любой депутат Верховной Рады. По моему мнению, это не всегда оправданно, потому что при всем желании быть компетентным законотворцем скорее способна группа людей, чем «одиночка». Целесообразнее было бы наделить такими полномочиями, например, фракции. Но это взгляд в будущее, а сейчас хотел бы коснуться налоговой темы, которая продолжает волновать и меня, и коллег по «Европейскому выбору».Кое-кто может удивиться, почему это первого заместителя председателя комитета Верховной Рады по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией интересуют налоги, когда он должен заниматься совсем другим? Возражу, что связь существует прямая. Бороться с коррупцией, как явлением, можно и нужно всем комплексом мер, в том числе и принятием реальных налоговых законов. Ни для кого не секрет, например, что больше всего паутиной криминализованных схем «повязан» довольно высокий по размеру отчислений НДС. Предприниматели, да и обычные люди, наиболее тесно связанные с подоходным налогом, пока не дождались, как россияне, снижения его ставок. Чрезмерными в ряде случаев можно признать ставки налога с владельцев транспортных средств. Большими остаются начисления на фонд оплаты труда и так далее.
Взвешенные и продуманные коррективы законодательства помогут уменьшить налоговую нагрузку на плательщиков, защитить их права. А реальные законы в свою очередь противодействуют коррупции, как явлению.
Поэтому как член фракции «Европейский выбор» и человек, по собственному опыту осознавший губительность несовершенства налоговых норм, целиком поддерживаю проект Налогового кодекса с его щадящим вариантом налоговых ставок. В частности, предлагается снижение с 30 до 25 процентов ставки налога на прибыль. Вместо пяти ставок налогообложения доходов граждан — 10, 15, 20, 30 и 40 процентов — предусматривается введение лишь трех — 10, 15 и 25 процентов. Размер ставки НДС планируется снизить с 20 до 17 процентов. Предусмотрено также уменьшение ставок на отдельные виды транспортных средств — легковые автомобили со средним и большим объемом цилиндров двигателя, грузовые машины. Эффективной была бы также отмена коммунального налога, изъятие ряда других местных налогов, впрочем, и добавление к ним, например, сбора за выдачу разрешения на строительство, который способен существенно утяжелить казну.
В целом же проект Налогового кодекса предусматривает 21 вид налогов и сборов против 40 действующих.
Напомню, что проект Налогового кодекса Украины принят во втором чтении 29 ноября 2001 года. Сейчас на всех вертикалях и горизонталях парламентских структур интенсивно ведется доработка статей, подготовка их к третьему чтению. Одним словом, экономическая Конституция Украины зреет до того момента, когда ей скажут «добро».
Многие экономические проблемы государства порождены несовершенством отечественного законодательства, несогласованностью и противоречивостью его норм. Но когда законы можно уподобить дышлу из широко бытующей поговорки, недобросовестные чиновники и коррупция как явление чувствуют себя превосходно. Поэтому правильнее бороться с злоупотреблениями не по мелочам, а по-крупному — введением системных законов, которые дадут отпор теневой экономике.