Знаковые события происходят в последние десять лет в среде христиан Украины. В то время как православный мир, на стороне которого, безусловно, симпатии большинства населения, переживает период раскола, немногочисленные протестанты разных деноминаций потихоньку, методично и весьма конструктивно объединяются в братственные союзы и ассоциации. Объединяются, несмотря на порой значительные различия в догматике. Странно, казалось бы.Но странным это представляется лишь на первый взгляд. Силы, расшатывающие православие и, наоборот, подвигающие протестантов к сплочению, отнюдь не линейны и однозначны, начиная от примитивных личностных амбиций иных иерархов, коих распирает от сознания собственной значимости, кончая зловещими геополитическими потугами известных супердержав на мировое господство. А тут еще националистический зуд в деликатном месте не дает отдельным горячим головам трезво задуматься о судьбах своего народа. Да и ее величество История порой столетиями тащит за собой память о былых взаимообидах и роковых ошибках. А в итоге на наших глазах происходит опасный процесс, который, ежели его не остановить, может привести к национальной катастрофе — полной утере самобытного лица восточного славянина. И руководит этим сложным процессом опытный и умный режиссер, уже успешно разваливший СССР на дымящиеся националистическими экспериментами самостийные обломки.
Не стоит лишний раз доказывать, что каждый народ, каждая этническая общность имеют свою историческую, традиционную веру. У восточных славян — у русских, украинцев и белорусов — это православие.
Народ в каждой нормальной стране ревниво охраняет свою традиционную веру от любой попытки навязывания ему какой-то другой религии. Эта преданность своей вере естественна, как естественна преданность человека отцу и матери, преданность Родине. И не случайно: традиционная народная религия является духовным стержнем нации, ее судьбой и хранительницей. Но вот беда с нами случилась: за семьдесят пять лет безбожной власти у трех подряд поколений выхолощено было в душе понятие о своей вере. И душа наша вакуумировалась. Когда же этот духовный вакуум начал настырно заполняться иноземными, совершенно чуждыми нам, славянам, вероисповеданиями, мы оказались неготовыми к отражению опасной духовной экспансии. И вот уже десятки тысяч безукоризненно одетых пасторов-миссионеров с обаятельными улыбками вкрадчиво нашептывают нам: да плюньте на свое примитивное православие, придите к нам, мы поможем. И тут же лукавый шорох зеленых «баксов» в кармане пастора.
Православие в Украине, лежащей на перепутье меж Западом и Востоком, столетием испытывало на себе острые зубы Ватикана что знай себе отгрызал один за другим униатские кусочки. Меч пролетарской революции отрубил по-живому от украинского православия автокефальную часть. И наконец в 1992 году предстоятель Украинской православной церкви митрополит Филарет, вдохновленный прозападными националистами и нашими незадачливыми политиками, объявил вопреки воле всех без исключения православных патриархов земли о создании новой Украинской поместной православной церкви. Таким образом, украинское православие оказалось расколотым на три части: каноническая Украинская православная церковь, неканоническая Украинская православная церковь Киевского патриархата и Украинская автокефальная православная церковь. Это не считая других, мелких осколков.
Любопытный нюанс. Украинская православная церковь, прихожане которой оставляют подавляющее большинство верующих украинских граждан, не получает со стороны ни копейки, тогда как объединяющиеся протестанты постоянно имеют солидную финансовую подпитку с Запада. Причем наибольшую поддержку материальную получают прежде всего те протестантские церкви, которые объединяются и ведут активную миссионерскую работу по обращению граждан в свою веру, другими словами, по отторжению населения Украины от традиционной православной веры. Именно так, все нужно называть своими словами, им платят за расшатывание православия.
Спрашивается, чем же не устраивает протестантов-миссионеров и их заморских спонсоров-режиссеров наше православие? Это что — принципиальная борьба за чистоту и непогрешимость протестантских идеалов? Нет, конечно, все гораздо прозаичнее и зловеще. Православие сегодня является единственной (подчеркиваю, единственной!) религией, призывающей к братскому сплочению восточных славян. Все остальные религии без исключения занимают в этом вопросе деструктивную или в лучшем случае нейтральную позицию. Православие — это духовное знамя братства великой триединой нации: русских, украинцев, белорусов, вот почему оно вызывает ненависть у врагов нашего единения. Не для того потратили многие миллиарды долларов на развал мощной социалистической империи, чтобы позволить православию по-новому объединять славян в братственное содружество.
Предвижу возмущение протестантов, католиков, мусульман и других конфессий: нас оскорбляют, мы тоже любим свою Родину, мы патриоты! Но попытаемся, отбросив эмоции, рассудить здраво. Вспомним, к примеру, одно событие в Севастополе осенью 1994 года. Тогда под Балаклавой состоялась торжественная церемония закладки делегациями России, Украины, Англии, Франции и Турции памятного камня как символа примирения потомков тех, кто полтора века назад сражался тут во время Крымской войны. Присутствовали на церемонии также представители всех конфессий, зарегистрированных тогда в нашем городе. По завершении, помнится, благочинный о.Георгий предложил всем священнослужителям тут же, на холме, всем вместе отслужить молебен — каждый посвоему — по убиенным пращурам. Не тут-то было, англичане настояли на раздельных службах. Вот и разъехались: протестантские пасторы отправились на бывшее английское кладбище, греко-католики (тогда у нас еще не было чисто католиков) подались на кладбище французское, а мусульмане — крымские татары — пошли отпевать турок. Ну а православные батюшки, естественно, совершили заупокойную литургию по душам русских, украинцев и белорусов, что сложили свои головы за родную землю.
Вдумайтесь, что произошло: только православные священники отпевали души защитников отечества, а духовные лица других конфессий фактически отпевали наших врагов-агрессоров! Вот и выявилось, как говорят англичане: ху есть ху (кто есть кто).
Или вот, скажем, есть в Севастополе «Христианская миссия служения военным» — отчего бы ей не быть в военном городе? Но вот ведь закавыка: фактически руководит миссией протестантский пастор, исповедующий пацифистские убеждения. Так не логичней ли назвать эту организацию: миссия служения делу разоружения военных? Подобных примеров «патриотической» деятельности протестантов можно еще перечислять много.
Меньше всего хотелось бы, чтобы кто-то попытался данную публикацию истолковать как призыв к разжиганию межконфессиональной розни. Никто к вражде религий не зовет. Но пора открыто заявить, что в традиционно православной стране, коей является Украина, ведется хорошо спланированная протестантская экспансия против православия. Экспансия прикрывается нашим несовершенным религиозным законодательством и попустительством отдельных недальновидных наших политиков. Попытались бы эти протестанты хватать за руки детей в католической Испании и тащить их на свои шоу-богослужения, как это они сделали в Севастополе, когда сотни школьников младших классов были приведены строем в кинотеатр «Россия» для встречи с залетными баптистами-миссионерами аж из Южной Африки! Почему же мы, славяне, должны мириться с надругательством над верой наших отцов и дедов?!
Православие — мирная и очень терпимая религия. Миссионерская работа в православной церкви не является доминирующим началом. И никому из православных батюшек в голову не придет хитростью заманивать к себе, скажем, неславян вообще. Для них у нас, в Севастополе, есть общины: иудейская, мусульманская, католическая, лютеранская, баптистская и много других. Конечно, рядовые прихожане этих церквей порой и не ведают, в какие зловещие политические игры втягивают их спонсоры-покровители и чем это может закончиться. К честному раздумью призываем мы верующих всех конфессий, а не к вражде.
Очень хочется, чтобы каждый простой истово верующий человек душой и сердцем принадлежал Богу и своей церкви, но трезвым разумом умел мудро распознавать: кто есть кто.