Позади второй этап операции «Чистый воздух». Он проводится ежегодно в мае и сентябре совместно с инспекторами Госуправления экоресурсов и Государственной автоинспекции. Многие севастопольцы из числа владельцев и водителей автотранспорта приняли в операции непосредственное участие — их автомобили были проверены на содержание окиси углерода и углеводородов (СН) и соответствие этих показателей государственному стандарту.Автомобили для проверки выбирались инспекторами произвольно из проезжающих мимо шести временных постов контроля. Останавливали автомобили отечественного и зарубежного производства, легковые и грузовые, макро- и микроавтобусы. Единственным требованием было то, что в качестве топлива использовался бензин. Это связано с наличием газоанализаторов.
Проверен также ряд автопредприятий по выполнению ими требований природоохранного законодательства и состоянию автотранспорта, выпускаемого на линию. Что же получилось в результате анализа данных приборного контроля?
Всего в текущем году проверен 861 автомобиль, из них на трассах — 565. Более 40 процентов автомобилей имели превышения нормативов содержания загрязняющих веществ в отработавших (выхлопных) газах, тогда как в целом в Украине этот показатель для разных периодов времени колеблется в пределах 10-15 процентов.
У автомобилей, проверенных на временно созданных постах контроля, превышение наблюдается в основном по содержанию окиси углерода — 39,3 процента автомобилей. Этот показатель в Севастополе гораздо выше, чем в любом другом регионе Украины! Количество автомобилей с превышением по содержанию СН не так велик — 6,4 процента. Около шести процентов проверенных автомобилей имели превышения нормативов по обоим контролируемым параметрам.
Как и ожидалось, наиболее «экологически чистыми» оказались импортные автомобили. Для них превышение по содержанию окиси углерода (СО) наблюдалось всего у 22,2 процента автомобилей, а превышений по содержанию углеводородов (СН) вообще не зафиксировано. Доля автомобилей по превышению СН составляет: для автомобилей ВАЗ от семи процентов, для ГАЗ, «Москвич» — до 13-14 процентов, а по превышению содержания СО примерно одинакова — в пределах 35-45 процентов.
Эксплуатация 18 автомобилей была приостановлена до проведения работ по наладке топливной системы.
После статистической обработки данных выяснилось, что выбросы от автотранспортного потока в местах контроля в среднем содержат 3,6 процента по объему окиси углерода при максимально допустимом значении три процента, что свидетельствует о загрязнении транспортных магистралей. С углеводородами в среднем ситуация благополучна.
Водители экологически «грязных» транспортных средств привлечены к административной ответственности. Установленный законодательством размер штрафа составляет от одного до трех необлагаемых минимумов дохода — от 17 до 51 гривны.
В департаменте Госавтоинспекции Министерства внутренних дел Украины считают, что практика рассмотрения судами административных протоколов о нарушениях на дорогах себя не оправдала.
Как заявил на пресс-конференции в Киеве начальник департамента Александр Миленин, в текущем году было составлено 2,9 млн административных протоколов о нарушениях Правил дорожного движения и только 484 тыс. (16,7%) из них были рассмотрены судами.
Таким образом, поскольку практика рассмотрения административных протоколов о правонарушениях на дорогах себя не оправдала, нужно вносить изменения в Административный кодекс, считает А. Миленин. Он напомнил, что департамент ГАИ направил законопроект об изменениях в Административный кодекс на рассмотрение в Верховную Раду.
Госавтоинспекция выступает за рассмотрение вопросов о дорожных правонарушениях непосредственно на местах происшествий. И только в случае, если гражданин, к которому были применены санкции, с этим не согласен, он вправе обратиться в суд для обжалования решений сотрудников дорожно-патрульной службы.