Георгию Иосифовичу Шкетальному не позавидуешь. В январе этого года он был назначен на должность директора предприятия, которое уже долгое время бедствовало. В сторону горсвета плевались все кому не лень: и споткнувшийся прохожий, прокладывающий путь домой чуть ли не на ощупь, и водители автомашин, испытывающие на слабо освещенных дорогах сильное напряжение.18 тысяч светоточек озаряло некогда Севастополь, а нынче его освещает лишь 3654, и то еле-еле. Унизительная ситуация для города с мировым именем: в осенне-зимний период, в вечернее время, из-за скудного освещения он мало чем отличается от захудалой деревушки. А есть дворы, где из-за отсутствия уличного освещения становится просто страшно ходить, того и гляди нарвешься на неприятность…
— Почему наш город такой темный? — был задан вопрос директору.
— Я не открою секрета, если скажу, что все проблемы упираются в деньги. Горсвет — предприятие коммунальное, финансируется из городского бюджета. На наши нужды в этом году было запланировано выделить 470 тысяч гривен, но по итогам истекших девяти месяцев уже недополучено 110 тысяч. А для нормального существования предприятия необходимо 800 тысяч гривен в год, чтобы мы могли не только поддерживать работающие светоточки, но и начать восстанавливать утраченные.
Годы перестройки обошлись предприятию дорого. Многие люди, оказавшиеся за чертой бедности, стали промышлять на улице в прямом смысле этого слова. Из 192 трансформаторных подстанций работает сегодня 118, остальные разграблены. Украдены счетчики, разобраны контакторы, трансформаторы тока. Особой «популярностью» у воров пользовались светильники — они алюминиевые. Рассказывают, на старой дороге, ведущей в Инкерман, были срезаны целые линии, а охотники за светильниками попросту разбивали опоры кувалдой.
— В настоящий период мы стараемся освещать в основном трассы, — продолжает Георгий Иосифович. — А чтобы обеспечить освещение улиц в прежнем масштабе, потребуется, по самым минимальным подсчетам, четыре с половиной миллиона (!) гривен.
Таких денег, любому понятно, в ближайшее время не предвидится. Так что снова будем прозябать в темноте?
— Беспросветных ситуаций не бывает, — продолжает разговор Г.И.Шкетальный. — Надо искать альтернативные способы освещения улиц, дополнительные средства. Но дать рецепт для скорого выздоровления не могу.
Одним из основных способов реанимации предприятия Шкетальный считает необходимость его перехода на самофинансирование. Просить денег у города бессмысленно, рассуждает он, ну, поднатужится город, поможет несколько раз, а потом? Нужно создавать новые формы работы, а на это понадобится время.
Своеобразным примером иного подхода к освещению придомовых территорий может послужить так называемый «путинский» дом. Там вместо традиционных столбов с фонарями были установлены светильники, закрепляющиеся прямо на подъездах. Не надо ни опор, ни дополнительных сетей, что уже рационально. Есть у директора горсвета на заметке и другие возможные варианты улучшения ситуации. Вопрос лишь в том, насколько реально все это воплотить. От воображаемого светлого будущего приходится возвращаться в день настоящий.
— Знаете, у нас нет обратной связи, — говорит Георгий Иосифович. — Это раньше в штате были обходчики, которые докладывали, что где не так. Сейчас чаще всего реагируем на сигналы от населения. Так что звоните в горсвет по телефонам 36-71-05, 36-67-68. Будем рассматривать каждый случай: что можно сделать, а что пока нет.
Смутное время не бывает светлым. Но все же годы всеобщей растерянности позади. Это доказывает пример одного из дворов, что на проспекте Генерала Острякова. Жильцам четырех высотных домов надоел темный двор, через который после восемнадцати часов вечера страшно было ходить. Инициативная группа собрала по гривне с квартиры и оплатила ремонт четырех опор. Теперь по вечерам здесь играют дети.