Захват заложников: хроника первых суток адаКак сообщает Газета.Ru, захват заложников в театральном центре на улице Мельникова в Москве произошел 23 октября сразу после девяти часов вечера. В начале второго действия мюзикла «Норд-ост» к зданию театра подъехали три машины: внедорожник Shevrolet, микроавтобусы Ford и «Газель», из которых выбежали примерно 40-50 вооруженных людей в камуфляжной форме и масках. Они ворвались в зал, где находились 711 зрителей (именно столько, по данным организаторов, было продано билетов), актеры, обслуживающий персонал и школьники. Всего в здании было около тысячи человек. Террористы ворвались через главный вход, вышли на сцену и дали несколько очередей из автоматов в воздух. Террористы объявили, что они чеченцы, а все, кто находится в зале, — их заложники. Сначала зрители «Норд-оста» им не поверили. «Вы что, не видите, что происходит?» — крикнул тогда один из автоматчиков. Впоследствии один из освобожденных заложников рассказал Газете.Ru, что основная масса террористов, среди которых были мужчины и женщины, не говорила по-русски. Зрителей разбили на две группы — мужчин и женщин развели в разные стороны зала, после чего попросили их предъявить документы. Просмотрев паспорта, террористы начали отпускать заложников — иностранцев и мусульман (этот факт позднее информационными агентствами был опровергнут). До того как вывести взрослых из здания, они освободили часть детей.
Оставшимся, у кого были с собой мобильные телефоны, захватчики, вооруженные автоматами Калашникова АК-74, разрешили сделать по одному звонку. Через некоторое время нескольким актерам, которые находились за кулисами, и техническому персоналу- гримерам, капельдинерам и гардеробщикам — удалось выбраться из театра. Мужчины вылезли через второй этаж, спустив вниз веревку, и помогли спрыгнуть женщинам. Среди освободившихся таким образом был один из авторов мюзикла — Алексей Иващенко.
В связи с захватом заложников в Москве был введен специальный план «Гроза». На место происшествия выехали милиционеры, сотрудники ФСБ, бойцы спецподразделения «Альфа», а также чиновники: депутаты Госдумы, мэр Москвы Юрий Лужков, начальник ГУВД Владимир Пронин. Здание оцепили двойным кольцом, отрезав от места происшествия зевак, родственников оказавшихся в заложниках людей и журналистов. О захвате театра на юго-востоке Москвы был проинформирован президент России Владимир Путин.
Позднее стало известно, что террористический отряд смертников возглавляет Мовсар Бараев, племянник убитого год назад чеченского полевого командира Арби Бараева. Захватчики пронесли боеприпасы в здание, воспользовались тактикой ближневосточных террористов, когда взрывчатка крепится к телу. Для устрашения заложников и находящихся снаружи здания людей террористы периодически стреляли из автоматов, и не всегда в воздух: одна из очередей прошила милицейскую машину. Представители властей примерно с полуночи вели переговоры с боевиками. Однако общаться с ними пришлось по телефону, и связь все время прерывалась. Примерно в час ночи депутат Госдумы Асламбек Аслаханов прошел внутрь здания и попытался поговорить с захватчиками, но cделать это ему не удалось. Террористы предъявляли лишь одно требование, озвученное первыми из отпущенных заложников, — «немедленное прекращение войны в Чечне».
К восьми утра на свободе оказалось больше 180 человек, среди которых 24 ребенка. Под аплодисменты заложников бандиты отпустили из здания беременную женщину, затем из зала была выведена еще одна женщина, почувствовавшая себя плохо. Всего в здании, по разным сведениям, оставалось от 500 до 700 человек.
О событиях, происходивших 24 октября, можно судить по заголовкам информационных агентств: «Террористы вызвали дипломатов и врачей», «К зданию театрального центра на Дубровке стягиваются все новые подразделения», «Лидеры практически всех государств осудили действия чеченских террористов», «Террористы будут ждать выполнения своих требований в течение недели». К полудню стало известно, что террористы выдвигают новые условия официальным лицам, которые ведут с ними переговоры. Какие именно требования выдвинули преступники, озвучено не было. Однако отмечалось, что ранее достигнутые договоренности террористами не были выполнены.
Во второй половине дня 24 октября террористы, захватившие зрителей и артистов на представлении мюзикла «Норд-Ост», начали проявлять агрессивность. Они заявили, что будут каждый час расстреливать по 10 человек, если их требования не будут выполняться (выведение войск из Чечни). Президент Владимир Путин заявил, что теракт в Москве был спланирован за рубежом.
Заложники пишут обращение к президенту России Владимиру Путину с просьбой начать скорейший вывод российских войск из Чечни. А в здание комплекса были допущены депутаты Госдумы Иосиф Кобзон, Борис Немцов и Ирина Хакамада , а также представители Красного креста и корреспондент Sunday Times Марк Франкетти.
По сообщению корреспондента Газеты.Ru, Кобзон вынес из здания на руках ребенка и вышел вместе с женщиной из числа заложников.
Василий Бирюков, первый заместитель начальника УМВД в г.Севастополе — начальник управления по борьбе с организованной преступностью, генерал-майор милиции:
— Предпосылок паниковать нет. Оперативные службы УМВД и СБУ г. Севастополя отслеживают подобные ситуации, которые могли бы привести к той, что сегодня сложилась в Москве.
Тем не менее хочется обратиться к жителям города с просьбой о проявлении бдительности. При появлении каких-либо подозрительных лиц в том или ином районе Севастополя, при обнаружении предметов, вызывающих сомнение, не откладывая, сообщайте об этом в ближайшее отделение милиции.
Думаю, уместно было бы вспомнить, что лидеры криминальных структур (1993, -94, -95 годы), в свое время влиявшие на криминогенную ситуацию в городе, находятся сейчас в местах лишения свободы.