Поводом для этой статьи послужило обсуждение в Верховной Раде Украины проекта государственного бюджета на 2003 год. Эта важная работа совпала с очередным подведением итогов оперативно-служебной деятельности в управлениях МВД Украины, в том числе в городе Севастополе. Мы вынуждены сделать вывод о том, что законопроект обостряет стоящие сегодня перед нами неотложные проблемы. На финансирование МВД Верховной Радой запланировано выделить только 24% от потребностей. В условиях недостающего материального обеспечения, транспорта, средств индивидуальной защиты, вооружения, боеприпасов, техники для следственно-оперативных мероприятий работнику милиции становится все тяжелее исполнять свои профессиональные обязанности.Ежедневно в Севастополе полтора десятка граждан становятся жертвами преступлений, в том числе фиксируется около 5 телесных повреждений, 5 краж, грабежи. В целом по итогам 9-ти месяцев 2002 года принятыми мерами нам удалось контролировать оперативную обстановку и общественный порядок и не допустить их осложнения. Всего в этот период зарегистрировано 2753 преступления, 88,7% из них раскрыто. Значительно снижен по сравнению с 9 месяцами 2001 года процент таких тяжких и особо тяжких преступлений, как тяжкие телесные повреждения (на 46%), разбойные нападения (на 50%), хулиганство (на 36,7%), мошенничество (на 41,4%), кражи государственного и коллективного имущества (33,7%). Уменьшилось количество преступлений, совершенных в общественных местах и на улицах города.
Вместе с тем оперативная обстановка в г.Севастополе остается сложной. Возросло число совершенных убийств и покушений на убийства (22 против 20). Практически все убийства раскрыты, 73% из них совершены в бытовых условиях на почве пьянства. Не снижается число краж и грабежей.
В текущем году выявлено и ликвидировано 13 преступных групп с признаками организованности, в состав которых входил 51 человек. Выявлена и пресечена деятельность организованной преступной группы в составе 3-х человек, которые под видом подбора женщин для трудоустройства в Германии и Австрии занимались торговлей людьми. Пресечена деятельность также 10 преступных групп с признаками организованности, действовавших в отраслях экономики. Всего в сфере экономики в текущем году выявлено 252 преступления.
По фактам незаконного оборота оружия, взрывчатки и боеприпасов возбуждено 99 уголовных дел.
Недостаточно эффективно проводится работа по профилактике преступности среди несовершеннолетних, предупреждению бродяжничества и попрошайничества несовершеннолетних. В текущем году несовершеннолетними подростками совершено 135 преступлений общекриминальной направленности, из них 9 грабежей, 8 хулиганств, 96 краж.
Острой остается проблема распространения наркомании, и особенно среди подростков и молодежи. Выявлено 252 преступления, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в том числе 80 фактов сбыта наркотиков. Перекрыт канал поступления в г.Севастополь наркотиков из Турции. У преступников и правонарушителей изъято свыше 34 кг наркотических средств.
Как видите, несмотря на значительный объем проделанной работы, в ходе которой задействовались все силы и средства гарнизона севастопольской милиции, криминогенная ситуация требует наращивания наших усилий. Вместе с тем эффективность работы милиции рядовой севастополец ощутит только при ее достаточном материально-финансовом обеспечении. Однако в Севастополе на развитие материально-технической базы УМВД выделяется только 4,8% от потребностей. В результате криминальный мир зачастую оснащен лучше милиции, а вопросы профилактики преступности ждут решения годами.
В Севастополе отсутствует центр медико-социальной реабилитации для несовершеннолетних (спецучреждение закрытого типа), не создан центр социально-психологической реабилитации для лиц, освободившихся из мест лишения свободы и утративших социально-полезные связи, а также приют для бездомных. Между тем сегодня каждое девятое преступление совершается в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, каждое восьмое — лицами, ранее судимыми, каждое шестое — в составе групп. Назрела необходимость решения вопроса строительства в г.Севастополе СИЗО. Имеющийся изолятор временного содержания, расположенный в здании УМВД, рассчитан на 82 койко-места, однако в отдельные месяцы среднесуточная наполняемость ИВС достигает более 200 человек.
Требует срочной модернизации транспортный парк. Сейчас он укомплектован автомобилями только на 80%. Более 26% транспортных средств должно быть списано по срокам эксплуатации. Батальон патрульно-постовой службы милиции, от работы которого во многом зависит порядок на улицах города, укомплектован автотранспортом лишь на 69%, к тому же пятая часть имеющихся транспортных средств подлежит списанию по срокам. Аналогичным образом только на 57% укомплектовано автотранспортом спецподразделение милиции быстрого реагирования «Беркут». Также непригодна к эксплуатации и подлежит списанию третья часть (34%) патрульного автотранспорта ГАИ.
Последние 10 лет практически не обновлялись в подразделениях и службах УМВД средства связи, в настоящее время 96% имеющихся радиостанций подлежит списанию по срокам эксплуатации.
Нуждаются в замене физически и морально устаревшие АТС УМВД и пульты связи в дежурных частях УМВД и райотделов. Устаревшая аппаратура связи не обеспечивает надлежащую связь между дежурными частями и патрульными нарядами. Тем временем в большинстве УМВД областей Украины внедрена современная система автоматических станций оперативной и административно-хозяйственной связи на базе цифровых АТС. Низкое качество связи по спецлиниям «01», «02» и др. зачастую способствует ложным вызовам и ошибочным соединениям.
Крайне недостаточно со стороны районных госадминистраций выделяется средств на обеспечение функционирования 36 общественных пунктов охраны порядка, большинство из них требует ремонта. На восьми ОПОП не работают телефоны.
Большинство служебных помещений и административных зданий ОВД нуждается в капитальном ремонте. По причине отсутствия достаточного финансирования длительное время мы не можем завершить капитальный ремонт здания УМВД по ул.Пушкина,2, строительство Гагаринского РО. Необходимы капитальный ремонт находящегося в аварийном состоянии здания отделения милиции Нахимовского РО на Северной стороне, замена оборудования котельной здания Балаклавского РО.
Нестабильность социальных гарантий, отсутствие перспектив получения жилья вызывают отток квалифицированных кадров. Только в текущем году из ОВД уволились 117 человек, из них 22 прослуживших до 3-х лет.
Значительный некомплект кадров сегодня в службах, которые непосредственно борются с преступностью: уголовный розыск — 4,6%, криминальная милиция по делам несовершеннолетних — 10,3%, отдел борьбы с незаконным оборотом наркотиков — 5,6%. Еще больший некомплект в службах, от которых зависят спокойствие на улицах нашего города, профилактика правонарушений: патрульно-постовая служба милиции — 33,5%, административная служба милиции — 24,4%, служба участковых инспекторов милиции — 10,2%.
Вынужденное сокращение численности личного состава повлекло увеличение нагрузок на работающих сотрудников.
Из-за недостаточного финансирования нельзя в полной мере реализовать и запланированные мероприятия по укреплению законности и правопорядка, усовершенствовать процесс подбора кадров.
В 2001 — 2002 годах работники милиции были лишены гарантий социальной защиты. Проект госбюджета на 2003 год также фактически предусматривает их упразднение, деньги на компенсацию в проекте главного финансового документа не предусмотрены. Расходы на льготную оплату жилищно-коммунальных услуг и электроэнергии планируется осуществлять за счет бюджетных ассигнований. Если учесть, что среднемесячное денежное содержание работников милиции составляет 330 — 350 грн, то ежемесячная доплата в размере 15 — 35 грн не даст никаких шансов семье из трех человек оплачивать жилищно-коммунальные услуги, детский сад, нормально питаться, одеваться. Это приведет к всплеску напряженности в семьях и коллективах, дальнейшему оттоку кадров. Предложенный порядок компенсации связан с нарушением Конституции и действующих законов. В статьях 17, 22, 46, 48 Основного Закона Украины упразднение льгот является нарушением гарантированного государством права на социальную защиту граждан Украины. В статье 22 закона Украины «О милиции» гарантируется социальная защита по профессиональным признакам, не предусматривается ограничение круга предоставления льгот в зависимости от материального положения. Решением Конституционного суда Украины от 22 марта 2002 года права работников правоохранительных органов являются не льготами, а гарантиями обеспечения профессиональной деятельности, которая непосредственно связана с риском для жизни и здоровья.
При принятии законопроекта углубится и кризисная ситуация с вещевым обеспечением личного состава. На сегодня только каждый десятый работник милиции полностью одет, обут — только каждый двадцатый. Обмундирование используется вдвое больше установленного срока. Севастопольская милиция пытается «подлатать тришкин кафтан»: из урезанного финансирования мы стараемся приобретать хотя бы по нескольку комплектов форменной одежды для участковых каждого райотдела. Для восстановления нужного уровня только вещевого обеспечения работников севастопольской милиции необходимо не менее 800 тысяч гривен.
Решение неотложных проблем укрепления материально-технической базы подразделений УМВД позволит значительно повысить эффективность работы по обеспечению безопасности жителей города, защите их собственности от преступных посягательств, прав и свобод, законных интересов граждан, а также укреплению надлежащего общественного порядка на улицах города Севастополя.
Работник милиции — представитель власти, который обязан стоять на защите Закона, обеспечивать безопасность граждан, а в случае необходимости имеет право применять различные виды оружия. Представьте, что этому работнику систематически недоплачивают заработную плату, он годами не может полноценно отдохнуть, решить жилищную проблему. Неужели с таким грузом нерешенных проблем человек сможет полностью отдаться своей работе, честно нести службу, а при необходимости отдать свою жизнь за безопасность других граждан?
В сложившейся ситуации мы надеемся на то, что народные депутаты, в том числе и наши избранники, проявят принципиальность и государственный подход, а также рассчитываем на понимание со стороны местных органов власти. Экономить на безопасности граждан недопустимо.
Кабинет министров Украины принял постановление «О мерах по повышению уровня пенсионного обеспечения военнослужащих, лиц руководящего и рядового состава органов внутренних дел». Это постановление разработано в соответствии с протокольным решением по итогам совещания у вице-премьер-министра Украины Владимира Семиноженко 18 октября нынешнего года.
Постановлением предусмотрено повышение с 1 января 2003 года ранее назначенных пенсий военнослужащим, лицам руководящего и рядового состава органов внутренних дел (кроме военнослужащих срочной службы), которые не имеют дополнительных видов денежного обеспечения, кроме надбавки за выслугу лет, либо их размер менее 10 процентов должностного оклада, процентной надбавки за выслугу лет и звание.
Размер повышаемой пенсии составляет 10 процентов от суммы соответствующих должностных окладов, процентной надбавки за выслугу лет и звание. Проектом Государственного бюджета 2003 года расходы на пенсионное обеспечение военнослужащих и лиц руководящего и рядового состава органов внутренних дел составляют 1930 млн грн, что на 147 млн грн больше, чем в 2002 году. Это позволит повысить пенсии почти 300 тыс. пенсионеров Министерства обороны,из которых почти 190 тыс. — ветераны войны.
Как подчеркнул Владимир Семиноженко, «следующей нашей задачей в этом вопросе является ликвидация диспропорции в размерах пенсий военнослужащих и милиционеров, вышедших на пенсию в разные периоды».