Значительная часть убийств и тяжких телесных повреждений в нашем городе совершается на бытовой почве. Внутрисемейные «разборки», выяснения отношений между соседями, дружеские попойки заканчиваются порой кулачными боями с тяжкими увечьями, а то и поножовщиной с летальным исходом. В раскрытии таких преступлений, равно как и в профилактике подобных случаев, трудно переоценить роль участкового инспектора милиции. К нему идет и мужчина с подбитым глазом в поисках защиты от приятелей своей бывшей жены, в силу обстоятельств по-прежнему живущей с ним под одной крышей, и бабушка, у которой сосед-алкоголик отравил любимую собачку, и мать наркомана, третирующего всю семью. Зачастую именно вмешательство участкового предотвращает трагическую развязку конфликта. Однажды на моих глазах в опорный пункт охраны порядка прибежала женщина, в квартире которой прорвало трубу. И майор милиции вызвал на ее адрес «аварийку». С разными проблемами люди обращаются к своему участковому. Но мало кто задумывается о том, что у самого участкового масса проблем, которые мешают работать с полной отдачей и в нормальной обстановке. Наш собеседник — заместитель начальника административной службы милиции УМВД Украины в Севастополе подполковник милиции В.Д.МЕЛЬНИКОВ.- Василий Дмитриевич, я была неприятно поражена, узнав, что не могу позвонить своему участковому — телефонная связь в опорном пункте отсутствовала. Но я могу и дойти до него, а вот пожилым людям сложнее. Да и сам участковый отрезан от внешнего мира. Как он узнает, что на его территории, к примеру, совершена кража?
— Дежурный райотдела связывается с патрульным нарядом милиции, обслуживающим этот район. Наряд отправляется в опорный пункт и оповещает участкового. Приходится идти на дополнительные затраты времени и сил, так как на некоторых опорных пунктах телефоны не работают. Сейчас этот вопрос решается в районных госадминистрациях. Но это не единственная проблема. 17 севастопольских опорных пунктов нуждаются в капитальном ремонте. Требует улучшения материально-техническое оснащение службы, в частности автотранспортом и средствами связи. Проблемы те же, что и во всех подразделениях милиции, и связаны они с недостаточным финансированием. Проект госбюджета Украины на 2003 год, где для милиции выделяется лишь 24 процента от потребностей, усугубляет и без того нелегкое положение правоохранительных органов. Остается надеяться только на понимание со стороны городских госадминистрации и совета, которые оказывали и продолжают оказывать нам посильную помощь.
— Помню времена, когда на одного участкового вместо положенной нагрузки в три тысячи человек приходилось и по десять-двенадцать. Как обстоят дела сейчас?
— В феврале текущего года вышел приказ Президента Украины об усилении правопорядка и защиты прав и свобод граждан. В нем, в частности, поставлена задача увеличения штатной численности участковых инспекторов милиции и ее доведения до установленных нормативов. На основании этого указа в Севастополе численность нашей службы приведена в соответствие с нагрузками. Это положительно отразилось на результатах работы. За 10 месяцев года участковыми лично раскрыто 668 преступлений, а с их участием — 2352. По сравнению с прошлогодним аналогичным периодом раскрываемость преступлений участковыми инспекторами милиции значительно повысилась: грабежей — на 23 процента, разбоев — на 20, краж — на 21, преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, — на 61 процент. Тем не менее проблема с кадрами остается. Недокомплектование в нашей службе составляет 15 процентов, это значит, что отдельные участки оголены, нагрузка на участковых повышена.
— В любой сфере деятельности ценится опыт работы. В Севастополе только 8 участковых инспекторов милиции имеют стаж работы на участке свыше 10 лет. Большинство прослужили менее 3 лет. В этом году уволились 12 участковых. Почему?
— Причин много. Большая нагрузка, служебное несоответствие отдельных участковых, от которых мы избавляемся, несмотря на неукомплектованность кадрами. Беспокойство вызывает отток квалифицированных работников. Наравне с материальными трудностями здесь играет важную роль и психологический фактор. Защищая законные права и свободы других граждан, работник милиции уже не первый год сам лишен социальной защиты, гарантированной ему законом. Льготная оплата жилищно-коммунальных услуг осталась только на бумаге. Как начислялась с 2000 года стопроцентная плата за газ, тепло, электроэнергию и т.д., так и начисляется, несмотря на то, что Конституционный суд Украины признал отмену льгот работникам милиции несоответствующей действующему законодательству. Нельзя сбрасывать со счетов и трудно решаемый жилищный вопрос. Постоянно возникают проблемы с вещевым обеспечением. В настоящее время из-за недостаточного финансирования служба участковых инспекторов милиции не обеспечена зимней формой одежды, притом значительную часть служебного времени участковый находится на улице.
В отличие от других регионов Украины в Севастополе благодаря вниманию горгосадминистрации и горсовета те из участковых, которые финансируются местным бюджетом, получают зарплату регулярно. С 1 января 2002 года службу участковых инспекторов милиции планируется полностью перевести на местный бюджет. Сейчас в горсовете рассматривается вопрос о финансировании подразделений УМВД, содержащихся за счет местного бюджета. И мы надеемся, что наши депутаты, учитывая сложившуюся обстановку в государстве, мудро подойдут к решению данного вопроса.