Положа руку на сердце, скажите, часто ли вы вспоминали слово «Чернобыль» за последние два года? Вряд ли. Потому что с момента остановки третьего блока ЧАЭС, случившегося 15 декабря 2000 года, Украина вдруг как-то подзабыла о Чернобыле и проблемах вокруг него. Именно на 2000 год относится последняя масштабная дискуссия в средствах массовой информации о чернобыльских проблемах — тогда высказывались ученые, эксперты, экологи, политики и государственные чиновники. За этой дискуссией с увлечением следила вся страна.
Но после того, как было принято решение закрыть станцию и 15 декабря 2000 года ЧАЭС таки была закрыта, внимание украинской общественности к чернобыльской тематике исчерпало себя. В двухлетнюю годовщину закрытия ЧАЭС можно констатировать, что вокруг проблем Чернобыля установилась самая настоящая информационная блокада. Журналисты переключились на политические темы, обыватели теряют интерес практически ко всему, кроме проблем собственного выживания в непростых реалиях украинской действительности. Все это привело к тому, что мы ничего не знаем о нынешнем положении дел на ЧАЭС. Ну, закрыли и ладно, думаем мы. А прочее — неинтересно.
Может быть, двухлетие закрытия Чернобыля станет поводом для украинской общественности еще раз вспомнить о ЧАЭС? И о том, что проблемы Чернобыля никуда не делись и за два года их стало еще больше. А проблемы эти таковы, что забыть о них мы не имеем права.
На сегодня можно выделить три аспекта «проблемы Чернобыля»: экономический, социальный и экологический.
Экономический аспект. Третий блок ЧАЭС вырабатывал 5-10% всей энергии в Украине. Топлива, содержащегося в 1 и 2 блоках, хватило бы на многие годы почти беззатратной работы АЭС. Таким образом, закрыв Чернобыль, Украина нанесла самой себе страшный экономический удар, поскольку энергомощности компенсировать до сих пор нечем. Предполагалось, что энергия от ЧАЭС будет компенсирована достройкой энергоблоков на Ровенской и Хмельницкой АЭС, однако в реальности всё вышло иначе.
Социальный аспект. Средства в Чернобыльском фонде, предназначенном для помощи ликвидаторам аварии и пострадавшим лицам, стремительно заканчиваются. Верховная Рада собирается отменить льготы для «чернобыльцев», а средства из Чернобыльского фонда направить на достройку энергоблоков. Т.е. предполагается экономическую проблему государства решить путем лишения «чернобыльцев» средств к существованию.
Экологический аспект. Т.н. объект «Укрытие». Сегодня в чернобыльском саркофаге тысячи дыр, со временем он проседает, что приводит к выбросу радиации в подземные грунтовые воды. В результате заражается река Припять, а через нее — Днепр. Если проблема с финансированием объекта «Укрытие» не решится в самое ближайшее время, нас ждет экологическая катастрофа.
Откуда же взялись такие проблемы вокруг Чернобыля? Ведь сегодня они масштабнее, чем два года тому назад. А «взялись» они потому, что не только мы с вами, обыватели, забыли страшное слово «Чернобыль» сразу по остановке 3-го блока станции. Это слово забыли и те, кто брал на себя обязательства выделить Украине деньги на то, чтобы проблем таких не было. Т.е. на достройку энергоблоков для компенсации энергопотерь в масштабах страны, на достойное финансирование Чернобыльского фонда и, самое главное, на объект «Укрытие». Слово «Чернобыль» забыл Запад — страны «семерки», которые оказывали на Украину давление с 1995 года, чтобы она закрыла ЧАЭС, и обещали выделить средства на проблемы, которые наше молодое государство не в состоянии решить самостоятельно.
Украина приняла политическое решение закрыть ЧАЭС только потому, что рассчитывала на помощь Запада и поверила тем гарантиям, которые предоставила ей «семерка». Что же мы получили в результате?
Ничего. Мы в очередной раз продемонстрировали свою добрую волю, свое стремление понравиться Европе. Но наш «полет души» никто не оценил. Вот и остались мы у разбитого корыта.
Сегодня мы имеем право требовать от «семерки» средств на Чернобыль. Потому что без денег — станция незаконсервирована, а саркофаг стремительно разрушается, следовательно, авария 1986 года может повториться. Потому что желание Запада закрыть Чернобыль оставило без работы высококвалифицированных специалистов города атомщиков Славутича, без средств к существованию ликвидаторов аварии на ЧАЭС и нанесло удар по украинской экономике. Потому что, в конце концов, хватит держать Украину за банановую республику — мы должны требовать к себе уважения и научить «семерку» выполнять свои обязательства по отношению к нам. Или будем ждать еще два года?