В 2003 году в истории украинских ВМС и, пожалуй, всей нашей страны должно произойти важное событие. Планируется выход в море единственной в нашем флоте подводной лодки «Запорiжжя». В связи с этим корреспондент «Киевских ведомостей» задал ряд вопросов командиру субмарины Олегу Орлову.- Влияет ли на развитие отношений Киева с НАТО факт дислокации на территории Украины, в частности в Севастополе, Черноморского флота Российской Федерации?
— Не следует утверждать, что присутствие Черноморского флота России на нашей территории может помешать нашим отношениям с Альянсом. Ведь в принятых НАТО документах сказано: чтобы стать членом этой организации, необходимо выполнять определенные политические условия. А именно: решать международные разногласия мирным путем, воздерживаться от угрозы применения силы, разрешать мирным путем межэтнические конфликты и территориальные разногласия.
Именно таким является развитие отношений между Украиной и Россией. Напомню, что вся история переговорного процесса между Москвой и Киевом по вопросам раздела Черноморского флота бывшего СССР имела логическое завершение через подписание в мае 1997 года трех базовых соглашений.
За последние годы мы с Россией решили очень много проблем, подписав еще целый ряд новых документов.
— Как удалось сдвинуть дело с мертвой точки?
— Главной задачей была и пока еще остается установка аккумуляторной батареи. После заявления Президента Украины о необходимости иметь в составе национального флота подводные силы начался поиск решения этой проблемы, и главное — источника финансирования.
— Нам известно, что аккумуляторы помогла закупить «Укрзалiзниця»…
— Это действительно так. Финансирование поставки аккумуляторных батарей в качестве шефской помощи ВМС взяла на себя «Укрзалiзниця» во главе со своим тогдашним руководителем, ныне министром транспорта Георгием Кирпой.
— Где их покупали?
— Изготовителя АКБ избрали по результатам тендера. Им оказались греческие компания «Germanos S. А.» и предприятие «SUNLIGHT». Батареи уже изготовлены и ждут отгрузки для доставки в Украину.
— Как идут ремонтные работы и когда планируется их завершение?
— Сейчас доковый ремонт в Балаклаве вступил в завершающую стадию. Его окончание намечено на середину января 2003 года. Параллельно проходят текущий ремонт систем и механизмов лодки, а также модернизационные работы. Завершение всех работ, проведение швартовных и ходовых испытаний намечено на первую половину 2003 года.
— Каким будет первое плавание подводной лодки? Предусмотрены ли при этом какие-то торжества или выход в море произойдет в рабочем порядке?
— Первый самостоятельный выход подводной лодки в море произойдет в рабочем порядке — в целях проведения ходовых испытаний систем и механизмов корабля после ремонта.
— Кто выведет субмарину?
— «Запорiжжя» выйдет в море со штатным экипажем и с представителями промышленности.
— Как предполагается использовать судно после окончания ремонта?
— Подводная лодка примет на борт боезапас и вольется в состав сил постоянной готовности флота. Уже сегодня она структурно входит в одно из наиболее боеготовых объединений украинского флота.
— Где во время ремонта находится личный состав подлодки и чем он занимается?
— Экипаж находится на подводной лодке, помогает проводить ремонтные работы, занимается очисткой и покраской корпусных конструкций, а также делает все, что необходимо.