Наш корреспондент беседует с проректором института последипломного образования И.Н.Авдеевой.- Ирина Николаевна, поясните, пожалуйста, что представляет собой школьная программа, видоизмененная мероприятиями, направленными на профилактику инфекции?
— В процессе так называемого стратегического планирования было определено, что введение в школьную практику профилактической работы по предотвращению ВИЧ/СПИДа является надежным путем обеспечения большинства молодых людей достоверной информацией для защиты от инфекции. Следует подчеркнуть, что в настоящее время осознается особенная потребность молодежи именно в достоверной информации, которую предоставит подготовленный и обученный профессионал, так как ребенок, получая искаженные сведения, в конце концов вообще перестает доверять чему бы то ни было. Это является огромной проблемой, так как сведения об инфекции будут приносить ощутимый результат только тогда, когда им будут полностью доверять. По мнению разработчиков британского проекта Европейской комиссии по профилактике ВИЧ/СПИДа, именно эту важнейшую задачу доверия и следует решать в рамках школьной программы. Методы, с помощью которых проводится воспитательная и просветительная деятельность, строго не ограничиваются. Педагогам в этом смысле предоставляется полная свобода в выборе той или иной формы профилактического мероприятия. На мой взгляд, это разумный способ дать учителю возможность найти общий язык с каждым ребенком, увлечь его, убедить думать и размышлять самостоятельно.
— А сколько педагогов в Севастополе занимаются проблемой ВИЧ/СПИДа и как воспринимают родители изменения в школьной программе?
— Работой, о которой вы спрашиваете, будут заниматься 300 учителей. До конца учебного года планируется охватить 100% школ Севастополя. Что же касается отношения со стороны родительской общественности, то оно разное, но в большинстве своем инициатива в столь актуальном вопросе находит отклик. Есть немало сопутствующих задач, которые также необходимо решать. Например, многих волнует то, не будет ли педагог перегружен работой, если на него возложить еще и проблему профилактики ВИЧ/СПИДа, откуда берутся средства на организацию профилактических мероприятий и многое другое. Конечно же, сразу невозможно охватить все, что волнует родителей школьников, но все же основное то, о чем я упомянула, следует осветить для широкой аудитории. Разумеется, проведение такого рода работы является делом добровольным.
Иначе говоря, все профилактические мероприятия зависят прежде всего от активности и заинтересованности участников. Поддержка британского совета заключается в предоставлении пособий для учителей, подготовке педагогов, группы молодых лидеров, проведении анкетирования среди учащихся севастопольских школ и распространении информационных материалов о проблеме ВИЧ среди учеников.
Все это подчинено одной глобальной задаче: предупреждению рискованного поведения, так как оно и является основной причиной заболевания СПИДом.
— А что по мнению специалистов является базой для рискованного поведения?
— Это в своей основе психологические и социальные причины. Среди них — стремление к самоутверждению, попытка решить личностные проблемы с помощью агрессивного поведения, боязнь выглядеть на фоне сверстников белой вороной. Кстати, агрессивное поведение со стороны вич-инфицированных само по себе является серьезной причиной для того, чтобы общество не отворачивалось от больных СПИДом, а наоборот, всячески помогало им. Таким образом, только комплексный подход к решению социальных, психологических и медицинских аспектов проблемы распространения этой болезни поможет предотвратить её распространение, уменьшить угрозу заболевания.
— Спасибо за беседу.