Подавляющей части населения Севастополя бедность известна не понаслышке. Простые люди часто обвиняют в скудности своих пенсионных кошельков кого-то в верхах власти. И мало кто обладает информированностью о том, что повысить размер, например, бюджетного оклада и пенсии мешает «теневой» стиль работы блистающего огнями соседнего универмага или осаждаемого покупателями товарного склада. В масштабах Украины «теневой оборот» достигает огромных размеров. Не случайно Запад внес Украину в «черный» список мирящихся с минимизацией налогов стран. Как налоговые органы Севастополя борются с «теневой экономикой» ? С такого вопроса началось интервью с начальником отдела организации документальных проверок государственной налоговой администрации в г.Севастополе М.В.АНДРУССКОЙ.- Рыночная действительность начинает всерьез учить субъектов хозяйствования дисциплине в отношениях с бюджетом. И как бы велико ни было стремление сокрыть реальные доходы, документальные проверки выводят «грехи» на чистую воду. К тому же законодатели последовательно «закручивают гайки» в местах нестыковок нормативных документов, позволявших до поры законно минимизировать налоги. Наша работа направлена на выявление наиболее существенных нарушений налогового законодательства, приводящих к значительным потерям бюджета.
В 2002 году было запланировано провести комплексные документальные проверки 513 предприятий Севастополя, фактически проверены все. Нарушения налогового законодательства установлены в 506 случаях! Проведено также 2050 внеплановых проверок в связи с контрольными заданиями Кабинета министров, правоохранительных органов и по запросам налоговых служб других регионов.
— Сколько же стоила нарушителям «нелюбовь» к бюджету?
— Результаты, по сравнению с аналогичным периодом 2001 года, возросли на 33,8 миллиона гривен, доначисления составили 41 миллион гривен. Причем с положительной динамикой сработали аудиторы всех четырех районных налоговых инспекций.
— Доначислить — значит наложить финансовое наказание. Существуют ли проблемы с его взысканием? Очевидно, именно такой показатель утверждает принцип социальной справедливости в возмещении нанесенного государству и городу ущерба…
— В 2002 году взыскано из доначисленных сумм 8,6 миллиона гривен, что почти на 1,3 миллиона больше соответствующего периода прошлого года. Поступления в бюджет по результатам контрольно-проверочной работы составили 6,9 процента от общей суммы мобилизации налоговой службы Севастополя в государственную казну, что тоже выше показателя 2001 года. За нарушения налогового законодательства привлечены к административной ответственности 938 должностных лиц на общую сумму 117 тысяч гривен, что также более сурово, чем в предыдущий период. Но, конечно, существует разрыв между доначислением и взысканием. Он характеризует ситуацию преодоления экономического беспредела, и каждая проверка — это отдельный случай. Кто-то работал, сознательно минимизируя налоговые платежи, и теперь пытается в многократных судебных заседаниях «отбить» сумму финансового наказания, кто-то предпочел довести дело до банкротства или пуститься в бега. Например, выразительна такая статистика: уголовные дела возбуждены на сумму 444 тысячи гривен, направлены в суд дела о признании банкротами еще на 185 тысяч гривен, выставлены налоговые требования в соответствии со ст.6 закона Украины 2181 на 375 тысяч гривен, предоставлена рассрочка для погашения в размере 228 тысяч гривен.
— Составная часть вашей работы — проверки достоверности возмещения НДС. Что происходит на этом направлении?
— За 12 месяцев прошлого года в подразделения документальных проверок юридических лиц поступило для проверки 758 деклараций по налогу на добавленную стоимость с отрицательным значением НДС свыше 10 тысяч гривен на общую сумму 58,8 миллиона гривен.
— Мария Владимировна, какие проблемные моменты также часто попадают в поле зрения налоговых аудиторов?
— Профессиональный интерес вызывают убытки предприятий, поэтому особенно тщательно контролируется их достоверность. В прошлом году у 139 субъектов предпринимательской деятельности после проверок отчетные убытки были уменьшены на 38,1 миллиона гривен. Дополнительное доначисление налога на прибыль составило 250 тысяч гривен, взыскано в бюджет 235 тысяч. Главное же, превратились в прибыльные 35 предприятий, то есть на перспективу они будут реально рассчитываться с бюджетом.
— В помощь налоговым аудиторам введены косвенные методики определения сумм налоговых обязательств. Это новая практика, как она себя оправдала?
— Нынешний первый вице-премьер министр, в недавнем прошлом руководитель налоговой службы государства, Н.Я.Азаров в одном из выступлений сказал, что налоговая система выполняет функцию перераспределения доходов от сверхбогатых к тем, кто нуждается в поддержке. В этом заключается социальная ориентация бюджетной политики. Налоговые аудиторы сталкиваются с тем, что грубые нарушения чаще встречаются у тех, кто ворочает большими деньгами. Но грамотные бухгалтеры и юристы помогают «лакировать» документы, поэтому возникает необходимость использования косвенных методов, что, кстати, принято в странах с развитой рыночной экономикой. С июля прошлого года они введены в Украине.
Таковы некоторые итоги. Впрочем, они многим могут послужить уроком.