В конце февраля Президент Украины Леонид Кучма подписал Указ о национальной программе предупреждения детской безнадзорности, в рамках которого отдельно рассматриваются нормативы введения должности социального педагога в образовательные учреждения страны. Это означает, что с бытующим противоречием покончено: до сих пор действовало положение, согласно которому директора школ ставились перед выбором — либо психолог, либо социальный педагог. По мнению специалистов, обе эти специальности по определению призваны дополнять друг друга. Работа школьного психолога строится на индивидуальной работе, коррекции личности, а в обязанности социального педагога входит информирование потенциальной аудитории о юридических и социальных аспектах защиты ребенка.
Социальный педагог все чаще ассоциируется с недавно вошедшим в повседневную школьную жизнь словосочетанием «адвокат детства». В настоящий момент в городских учебных учреждениях работают десять социальных педагогов (в 1999 году в Севастополе был только один человек с такой специальностью) и еще 28 недавно получили необходимую подготовку на базе института последипломного образования при непосредственном участии детского христианского фонда. Согласно проведенному недавно опросу, директора школ единогласно хотели бы включить в свое штатное расписание должность социального педагога, и на то есть масса причин.
Жизнь с каждым днем усложняется, что в первую очередь отражается на детях. Когда заканчиваются привычные учительские сетования на двойки и плохое поведение, педагог оказывается перед реальной картиной: он честно отдает себе отчет в том, что Вася просто не может хорошо учиться из-за хронического недоедания, а Маша не может быть хорошей девочкой из-за комплексов, связанных с плохой одеждой.
— В городе множество программ, которые призваны создавать жизненную платформу для малообеспеченных семей, — комментирует Татьяна Бессонова, методист воспитательной работы института последипломного образования. — Например, успешно действует программа помощи неполным семьям, активно работает фонд «Украина — детям» при поддержке Людмилы Кучмы. Но зачастую люди не знают, куда именно им обратиться за конкретной помощью. Задача социального педагога заключается в том, чтобы построить контакт с учетом потребностей той или иной семьи, предоставить необходимую информацию об организациях, в задачи которых входит помощь целевой аудитории. Как правило, подобные организации работают по факту обращения, поэтому очень важно донести сведения о них туда, где они действительно необходимы.
Если говорить о сиротах, то для них программа сопровождения социальными педагогами наиболее значима: речь идет не только о правовом и психологическом благополучии, но и об имущественных правах. Нередко дети становятся заложниками афер с недвижимостью со стороны своих опекунов, и главный риск заключается в том, чтобы не лишиться крыши над головой. Администрации детских домов сталкиваются с такими проблемами постоянно, и они стараются сделать все, чтобы по достижении совершеннолетия воспитанник имел крышу над головой. В Севастополе о бездомных сиротах заботятся только хлебокомбинат и управление охраны здоровья: именно эти организации предоставляют комнаты в ведомственных общежитиях тем, кому некуда идти из ворот детского дома.
То, что социальный работник и социальный педагог остаются для многих неведомыми профессиями, не новость. На протяжении многих лет такая профессия, как психолог, в Украине не воспринималась на должном уровне, и только сейчас мы спокойно реагируем на потребность в психологической помощи и не комплексуем по поводу необходимости обратиться за ней. Сегодня мы с уважением относимся к профессиональному статусу психолога, который перестал ассоциироваться с отклонениями, мы привыкли к этой профессии, чувствуем в ней потребность — это стало нормой жизни.
Социальный педагог — профессия, востребованная реальностью. Возможно, завтра нам будет трудно себе представить, как можно было так долго без нее обходиться.