Украина обсуждает проект политической реформы. Причём не только на уровне политиков и специалистов, но в самой народной гуще. "Единодушным одобрением" и "глубоким удовлетворением" и не пахнет — люди спорят, с чем-то соглашаются, с чем-то нет, предлагают собственные варианты. Так трудовые коллективы Днепровского района г. Херсона внесли предложение дополнить проект закона статьей об уголовной ответственности народных депутатов и членов Кабмина Украины за безответственное отношение к возложенным на них обязанностям. А ветераны Веселиновского района Николаевской области — прекращать полномочия народного депутата в случае его отсутствия на пленарном заседании в течение 10 дней.
10 дней — столько даже студенты безнаказанно не гуляют, считают учителя Великолепетиховского района той же области. 3 дня "прогулов", по их мнению, более чем достаточно для того, чтобы лишить депутатства. А члены коллегии Сквирской райгосадминистрации (Киевская область), учителя Нововоронцовки Харьковской области считают необходимым упразднить депутатскую неприкосновенность.
Жаль, если подобные идеи не пройдут, — ведь утверждать окончательный вариант реформы будет Верховная Рада. А нардепы, даже те, что готовы согласиться с ограничением полномочий президента, вряд ли станут урезать свои депутатские вольницы.
Встречаются предложения и не столь радикальные. В трудовых коллективах Очаковского района Николаевской области витает идея досрочно прекратить в 2004 году полномочия народных депутатов и провести одновременно президентские и парламентские выборы. Это, видимо, в шпильку той части украинских политиков, которая почему-то считает, что политреформа понадобилась Президенту исключительно для того, чтобы продолжить срок пребывания у власти. А крестьяне Ананьевского района Одесщины напомнили о необходимости имплементировать, наконец, решения апрельского референдума 2000 года.
Многие недовольны деятельностью партий в парламенте. В качестве средства от этой "болезни" предлагается повысить процентный барьер для прохождения партий в нижнюю палату парламента. Например, в г. Вознесенске Николаевской области работники местного управления газового хозяйства высказали мнение, что проходной процент для партий должен быть 5%, а учителя Еланецкого района той же области и вовсе предложили поднять планку до 10%. О необходимости разработать четкий механизм выборов в Палату регионов напомнили ветераны Веселиновского района Николаевской области.
Максимально конкретными были предложения педколлектива Малокаховской общеобразовательной школы Каховского района Херсонской области. Учителя не только назвали статьи закона, нуждающиеся в изменениях, но и дали четкие формулировки "реформированных" статей. Среди прочего они считают недопустимым, что в парламент могут "просочиться" ранее судимые кандидаты, пусть даже судимость снята или погашена в установленном законом порядке. Также учителя уверены, что нардепы не должны заниматься никакой деятельностью, кроме как законотворческой. Предлагается запретить им "самовыражаться" еще и на ниве преподавательской, научной и творческой (что сейчас разрешено). По мнению педагогов, такая деятельность отвлекает законотворцев от их основной работы.
Идея уменьшения почти на 70 "штыков" депутатского корпуса овладела умами участников схода граждан в г. Брянка Луганской области. К выводу о том, что народных избранников слишком много, пришли и участники собрания трудового коллектива Миргородского государственного лесотехнического предприятия и многие другие. Более того, для многих и 381 народный избранник — это чересчур. Впрочем, глядя на то, как ведут себя некоторые представители парламентского племени, с этим трудно не согласиться.
Большинство участников обсуждения конституционной реформы вполне позитивно воспринимают также идею установления механизма ответственности правительства перед парламентским большинством (к примеру, собрание паевиков райпотребсоюза в г. Жидачеве Львовской области и еще десятки сходок и собраний по всей Украине).
Справка. По результатам исследования, совместно проведенного социологическими центрами СОЦИС-КЦПИК, назначение премьер-министра и большей части правительства парламентом, а не президентом, поддерживают 59% опрошенных 14% — не поддерживают.
Близкие результаты по этому вопросу получены и центрами УИСИ-СМ: 55% опрошенных считают, что премьер-министр должен назначаться Верховной Радой и президент должен вносить его кандидатуру, 19% — не поддерживают.
Также похожие результаты были получены по вопросу о роспуске президентом парламента в случае его неработоспособности: 50% — "за" и 18% — "против" по результатам исследования СОЦИС-КЦПИК, около 60% — "за" и около 19% — "против" по результатам УИСИ-СМ.
Как по результатам СОЦИС-КЦПИК, так и по результатам УИСИ-СМ, разделились мнения граждан по вопросу о двухпалатном парламенте: 35% — "за" и 26% — "против" согласно СОЦИС-КЦПИК и 32% и 30% согласно УИСИ-СМ.