В настоящее время пассажирскими перевозками в Севастополе занимается около 900 единиц автобусов и микроавтобусов, которые объединены в различные формирования перевозчиков (ОАО, ЗАО, ООО, ЧП, частные предприниматели). Большинство их не имеют условий для безопасной работы, т.е. отсутствуют территория, необходимая для хранения транспортных средств, боксы для их ремонта и технического обслуживания, КТП, осмотровые ямы и асфальтированные площадки, необходимые для проверки технического состояния автобусов и микроавтобусов перед выездом на маршрут. Не все водители, занимающиеся перевозкой пассажиров, проходят обязательный предрейсовый медицинский осмотр. Большинство перевозчиков в своей работе не уделяют внимания вопросам безопасности дорожного движения, водители на линии руководством предприятий по соблюдению ими ПДД не контролируются, инструктаж с ними по БД не проводится, как не ведется и стажировка при приеме на работу. Техсостояние транспортных средств при выезде на линию производится поверхностно и в большинстве случаев не специалистами. Большинство перевозчиков не имеют в своих штатах специалиста по безопасности движения, медицинских работников и механиков. При заключении договоров с крупными предприятиями на предрейсовый технический и медицинский контроль перевозчики условия договоров не выполняют, водители в АТП не приезжают, а получают незаконным путем путевые листы с допуском врача и транспортного средства на конечных остановках.
Не в полном объеме выполняются требования, предусмотренные законодательством, по охране здоровья и контролю условий труда водителей, по организации предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров. 95% водителей работают более 12 часов в день, из которых 8-9 — за рулем, причем зачастую 7-8 часов простаивая в очередях за пассажирами. Значительную роль в обеспечении жизнедеятельности населения города в сфере безопасности движения играют: состояние асфальтного покрытия дорог и тротуаров, освещение проезжей части в темное время суток, дорожная разметка, состояние железнодорожных переездов, установка и замена дорожных знаков, а также борьба с аварийными утечками воды и обледенением дорог в зимнее время. К сожалению, не все это отвечает надлежащим требованиям.
В 2003 году приняты Государственная программа обеспечения безопасности движения на автотрассах, улицах и железнодорожных переездах на 2003 — 2007 гг., а также ряд нормативных документов, приказов и положений, направленных на повышение безопасности на дорогах. Севастопольское городское автотранспортное управление (СГАТУ) разработало основные направления развития пассажирского городского транспорта в соответствии с требованиями вышеперечисленных нормативных документов. В первом полугодии 2003 г. контролерами управления уже проверено 2 АТП и осмотрено 618 единиц пассажирского автотранспорта, в т.ч. 16 автобусов и 602 маршрутных такси. Выявлено 50 нарушений Кодекса Украины «Об административной ответственности» и закона Украины «Об автомобильном транспорте», привлечено к административной ответственности 36 субъектов хозяйственной деятельности.
Целенаправленно управление транспорта и связи (УТиС) горгосадминистрации проводит программу замены транспортных средств, участвующих в пассажироперевозках по городу, на более новые, комфортабельные и вместительные. Устаревшие модели с маршрутов выводятся, что позволяет снизить интенсивность движения, а значит, и риск аварийности и травматизма на дорогах. Но для более жесткого контроля за безопасностью подготовки к работе транспортных средств к выходу на линии и работой на самих маршрутах необходима в большей степени консолидация усилий УТиС, СГАТУ, ГАИ, СЭС, налоговых органов, управления по вопросам защиты прав потребителей и охраны труда.
Уважаемая редакция!
В последнее время вы откликаетесь на жалобы пассажиров транспорта. Обращаюсь к вам, т.к. несколько лет назад я отнесла жалобу в троллейбусное управление, сдала секретарю, оставила свой телефон, но ответа так и не получила.
Теперь хочу через вашу газету описать возмутительный случай, происшедший 27 августа в троллейбусе 1165 маршрута 2 примерно в 11 часов утра на конечной остановки 5-го км. Повернув на отстойную площадь, машина встала. Водитель открыл только переднюю дверь, через нее вышел кондуктор, здоровенный молодой мужчина, прихватив железную штуковину, которую сунул под переднее колесо. Т.к. другие двери все еще были закрыты для выхода, многие пассажиры ринулись к передней открытой. Первой там оказалась старая полная женщина с больными ногами, за ней — другая, такая же, потом я. Первая уже спустилась на нижнюю ступеньку, когда вернулся кондуктор. Он стал кричать и заталкивать женщину обратно. Но за ней стояла следующая, получилось столпотворение. Пассажиры стали возмущаться, но другие двери по-прежнему не открывались. Водитель тоже кричал, а двери открыл только тогда, когда кондуктор, растолкав всех, вошел в салон.
Выглядело это так безобразно, нет слов, иначе как рукоприкладством не назовешь. Просто хулиганство. И все на глазах и с участием водителя, который, видя потасовку около себя, двери все-таки не открывал. Удивительно, что первая выходящая женщина, которую кондуктор почти повалил на ступеньки, оказалась невредимой. Она поднялась и вышла через среднюю дверь, проклиная своего обидчика.
Плохи, видно, дела в троллейбусном управлении, если берут на работу кого попало, иногда и злобных женщин, которые буквально вышвыривают из машины безбилетных детей.
В управление транспорта и связи обратилась Ю.А. Еременко. Она рассказала, что 20 августа, добираясь из центра города на пр. Победы на маршрутном такси ( 05595 КС), заранее попросила водителя об остановке на проспекте и передала деньги за проезд купюрой в 10 гривен. «Водитель, взяв деньги, — пишет Юлия Анатольевна, — неожиданно для всех стал кричать на меня: «Где я наберу всем сдачи, вы должны заранее деньги готовить для оплаты — 1 гривну!». Я попыталась объяснить ему, что в Правилах пассажирских перевозок нигде не сказано, что расплачиваться нужно только лишь купюрами достоинством в 1 гривну. Водитель в грубой форме ответил: «Если такая умная, сейчас выкину тебя и иди пешком». После этого от обиды за незаслуженное оскорбление я заплакала, а за меня попыталась вступиться одна из пассажирок. Водитель стал кричать и на нее».
Действия водителя вышеназванного транспортного средства, которое принадлежит ООО «Севастопольская транспортная компания» (директор В.А. Гусаков), неправомерны, считает пострадавшая. С ней полностью согласно управление транспорта и связи СГГА и, выступая от имени заказчика пассажирских перевозок, заверило Ю.А. Еременко и нас, что разберется с этим случаем, о чем проинформируют пострадавшую и уважаемую газету.
Подобные случаи, к сожалению, не единичны. Они говорят о низкой культуре водительского состава.
Управление транспорта и связи призывает через нашу редакцию перевозчиков всех форм собственности, Севастопольскую городскую профсоюзную организацию работников транспорта, а также профсоюз негосударственных перевозчиков пассажиров и грузов проводить конкретную систематическую paбoтy с водительским составом по строгому и полному выполнению всех требований Правил оказания услуг пассажирским автомобильным транспортом.
Предложения и рекомендации:
Проанализировав реальную ситуацию, сложившуюся в городе в сфере оказания услуг транспортом, а также результаты контроля перевозчиков, специалисты СГАТУ предложили ряд мер, направленных на повышение безопасности жизнедеятельности. Во-первых, принять разработанные ими направления развития пассажирского городского транспорта за основу при создании и реализации городской программы. Во-вторых, создать на базе СГАТУ контрольно-диспетчерскую службу управления пассажирскими перевозками в режиме маршрутного такси, что позволит разработать централизованный график их движения, учитывающий ежедневные колебания пассажиропотока.
Нужно также обязать руководителей автотранспортных предприятий города всех форм собственности:
— организовать или взять под жесткий контроль работу служб безопасности движения на своих предприятиях, повысить требования к предрейсовому осмотру транспортных средств — механиком и водителей — врачом, а также контролировать законность выдачи путевых листов. Осуществить переход на многоразовые путевые листы установленного образца;
— привести транспортные средства в соответствие с требованиями сертификации по количеству посадочных мест, наличию аварийного выхода, поручней и визуальной информации для пассажиров, наличию средств пожаротушения и медицинской помощи;
— обеспечить согласно Положению о подготовке и повышении квалификации руководителей, деятельность которых связана с оказанием услуг автотранспорта, обучение и аттестацию работников АТП с получением свидетельств установленного образца, а также проведение инструктажей и квалификационных экзаменов водителей;
— принять к сведению рекомендации управления транспорта и связи СГГА и Севастопольского автоуправления по замене транспортных средств малой вместимости автобусами среднего класса с целью уменьшения интенсивности движения;
— организовать отстой транспортных средств в ночное время на территории своих предприятий.
А вот конкретные рекомендации Севастопольской ГАИ:
1. Пересмотреть список перевозчиков и допускать к перевозкам на городских автобусных маршрутах только те предприятия, которые обеспечивают наличие требований по безопасности движения:
— наличие собственной территории для отстоя и хранения транспорта;
— наличие ремонтной базы, КТП, мойки, места отдыха водителей;
— наличие в штате предприятия специалиста по безопасности движения, медицинского работника, механика;
— автобусы и микроавтобусы, осуществляющие перевозку пассажиров на городских автобусных маршрутах, должны быть сертифицированы согласно изменениям в ДСТУ 3650-97 (знаки номерные) «Дорожный транспорт. Знаки номерные транспортных способов. Общие технические требования». Их владельцы обязаны получить в МРЭО ГАИ г.Севастополя государственные номерные знаки на желтом фоне.
2. В договоре, заключенном между перевозчиком и госадминистрацией на перевозку пассажиров на городских автобусных маршрутах, конкретизировать и ужесточить меры, связанные с прекращением действия лицензий в случае систематических нарушений перевозчиком правил перевозки пассажиров.