Уже месяц ходят слухи, что власти намерены разогнать секонд-хэнды — рынки, где продают самую дешевую (и потому наиболее доступную для наших граждан) одежду. Говорят, «бэушный ширпотреб» продавать вообще запретят. За комментариями мы обратились в Министерство промышленной политики. В структурном подразделении, которое отвечает за работу предприятий легкой промышленности, заявили, что решение о закрытии секонд-хэндов еще не принято, «однако все предпосылки для этого имеются».Чиновники обещают, что рано или поздно эти рынки прекратят свою работу. Сторонники такого решения называют несколько причин. Причина первая — заграничный хлам якобы оскорбляет национальную гордость. По данным статистики, за последнее время в страну ввезено 300 млн единиц бэушной одежки (то есть на каждого «маленького украинца» приходится по семь ношеных вещей), пишет газета «Сегодня».
Да, многим унизительно носить «империалистические обноски загнивающего Запада». Однако ношеная одежда там — такой же товар, как и любой другой. Коллега недавно вернулся из Парижа и рассказывал, что многие француженки (особенно в почтенном возрасте) с удовольствием роются в секонде, а Франция как стояла, так и стоит с гордо поднятой головой. В Европе по поводу ношеных вещей вообще никто не высказывает возмущения или удивления. В США за сданную одежду еще и снижают налоги.
Никто насильно не заставляет одеваться в импортный секонд. Раз не все еще имеют возможность ходить в бутики, давайте возродим безвременно почившие комиссионки — будем покупать те же обноски, но украинские. Зачем из сбыта подержанных вещей делать философию с идеологией? Стенать об унижении — это наш вечный минор, а уже давно пора расстаться с «комплексом жертвы».
Причина вторая — антисанитария. Якобы покупая грязные вещи, наши соотечественники заражаются разными нехорошими болезнями. На Лесном рынке в «бэушном секторе» неопрятная женщина, зло поджав губы, кричала: «Это же с мертвых снимают!» На что продавец по-одесски парировала: «Так чего вы сюда пришли? Идите туда, где снимают с живых!» По мнению брезгливого большинства, бэушные шмотки непременно носили умершие наркоманы, больные СПИДом, а также педикулезные бомжи. Один чиновник сказал, что наши сограждане заражаются от секонда чуть ли не экземой.
Кстати, почему не возникает подозрений по поводу проката свадебных платьев? Соседка все лето стирает в одной из фирм эти наряды. Десятки, сотни невест их меняют — кто знает, чем барышни болеют, какая у них аура?
А вдруг предшественница — иностранка? На рынках турецкие кофточки-брючки висят с утра до вечера, покрываясь родной пылью. Многие продавцы перед тем, как сбыть вещи, опробуют их на себе. Затем стирают и продают. Чем это лучше секонд-хэнда? Там товар хоть обрабатывают. А чесотку и вшей скорее можно заиметь в некоторых наших больницах, где даже постельного белья пациентам не дают.
Что же касается экземы, то эту болезнь, как известно, приобретают на нервной почве. От зависти, уязвленного самолюбия, утраченных иллюзий и желания объять необъятное. Кстати, вот здесь секонд-хэнд и приходит временно на помощь. Нищие пенсионеры могут приодеться и не чувствовать себя изгоями в своей стране. Молодежь «нарывает» в секонде модный «прикид» за копейки. Что уже говорить о многодетных семьях, которые заботятся об улучшении демографической ситуации! Только здесь родители имеют возможность одеть малышей.
Один из мифов — то, что в секонд-хэнде продают исключительно бэушные тряпки. Это не так — тут продают и неношеные вещи. А уж качество иных — гораздо выше, нежели у турецко-китайского ширпотреба, который после первой стирки теряет товарный вид.
Причина третья — супербизнес на товарах «второй свежести» якобы наносит удар по экономике Украины. Действительно, покупая кофточки, сорочки и кроссовки на секонд-хэндовских раскладках, народ тем самым не идет за отечественной продукцией, лишая производителей доходов. Но покупатели не виноваты: продукция украинских фабрик слишком дорога (к примеру, на выставке товаров «вiтчизняних виробникiв» дамское пальто стоит 700 гривен, кожаные перчатки — в районе сотни), а зарплата и пенсия — сами знаете какие… И будем смотреть правде в глаза: в секондах отоваривается меньшинство граждан, а основная сумма наших «семейных бюджетов» оседает в продовольственных магазинах и на жэковских счетах. Поэтому говорить о том, что от секонд-хэнда страдает целая экономика — несерьезно…