По информации Министерства труда и социальной политики Украины, проектом Государственного бюджета на 2004 г. переход к замене льгот на адресную помощь не предусматривается. Все действующие льготы предполагается сохранить.Если бы все категории наших льготников получали зарплату или пенсию, достойную безбедного существования, сообразно образованию, заслугам, должности и т.д., то нужна ли была вообще такая мера социальной защиты населения, как льгота? Понятное дело — нет. Однако в реалиях сегодняшнего дня льготы являются порой единственным подспорьем, которое помогает выжить определенным слоям граждан. Неудивительно поэтому, что любые изменения в государственной стратегии по оказанию льгот ввергают население в паническое состояние. Именно этим и можно объяснить недавнее пикетирование народом здания горсовета по поводу введения единого реестра льготников и замены системы льгот на адресную денежную помощь. Обращаются люди и в редакцию нашей газеты: планируется ли в 2004 году введение адресной денежной помощи и что за этим последует, какие изменения претерпят ветеранские и чернобыльские льготы?
Как утверждает заместитель начальника отдела адресной помощи, пенсионного обеспечения и жилищных субсидий управления труда и социальной защиты населения городской госадминистрации Людмила Скипа, оснований для беспокойства у льготников нет. По сведениям Министерства труда и социальной политики Украины, проектом госбюджета на 2004 г. переход к замене льгот на адресную помощь не предусматривается. Все действующие льготы предполагается сохранить. Нет никаких разговоров и о сокращении финансирования чернобыльских программ. Наоборот, произошел ряд положительных изменений.
Введение персонифицированного учета граждан, имеющих право на льготы, производится с целью внедрения действенного контроля за расходами госбюджета, а также, в первую очередь, для удобства самих же граждан. Чтобы с января каждого следующего года они не возобновляли хождения по жилищно-коммунальным предприятиям, подтверждая очередной раз право на льготы. Эту функцию взяли на себя районные отделы персонифицированного учета, т.е., единожды став на учет на основании необходимых документов, повторно прийти в отдел персонифицированного учета нужно лишь в случае каких-либо изменений: в составе семьи, постоянного места жительства и т.д. Более того, если человек не в состоянии прийти лично для предоставления новой информации, он может просто позвонить в отдел персонифицированного учета.
То же и с единым государственным автоматизированным реестром для льготников. Его создание никоим образом не приведет к снижению уровня социальной защиты жителей. Формирование единой базы данных — это прежде всего упорядочение и упрощение учета, принятое сегодня во всем цивилизованном мире.
ОФИЦИАЛЬНО
Любовь БЫКОВСКАЯ, начальник управления труда и социальной защиты населения СГГА:
— В будущем году льготы не отменяются. На 2004 год в проекте госбюджета уже заложено три миллиарда гривен на социальную поддержку населения, в том числе и на льготы. Другое дело, что с текущего года управления труда и социальной защиты определены главными распорядителями финансов на финансирование этих льгот. Сейчас мы занимаемся составлением единого украинского реестра получателей — льготников. Но, опять же, это никоим образом не означает, что льготы будут отменять. Впоследствии же, в соответствии с государственной стратегией преодоления бедности, до конца десятилетия льготы заменят адресной денежной помощью. Пока идет инвентаризация получателей льгот и изучается возможность перехода на адресную денежную помощь.
НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
В соответствии с законом Украины «О внесении изменений и дополнений в ст.7 закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты» (от 15.05.2003 г.) к инвалидам войны теперь относятся также инвалиды из числа участников боевых действий в период Великой Отечественной войны, ставшие инвалидами вследствие общего заболевания. А это значит, 100% льготы по оплате коммунальных, жилищных и других услуг будет иметь и эта категория граждан. Закон вступает в силу с 1 января 2004 г. (О порядке выдачи удостоверений «Инвалид ВОВ» будет сообщено дополнительно).
В соответствии с законом Украины «О внесении изменений в закон Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты» (от 19.06.2003 г.) ветеранам войны предусмотрена одноразовая помощь, которую ежегодно можно будет получить до 5 мая. Одноразовая денежная помощь не выплачивается в случае смерти получателя до 5 мая или установления гражданину статуса после 5 мая текущего года, в котором осуществляется выплата помощи.
Сумма одноразовой денежной помощи, которая положена лицу в соответствии с этим законом и осталась неполученной в связи со смертью лица, не включается в состав наследства и выплачивается родителям, мужу (жене), детям или родственникам, проживавшим вместе с ним.
С 1 января 2004 г. вступает в силу и закон Украины «О внесении изменений, дополнений… в ст.13 закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты» (от 18.07.2003 г.): инвалиды войны, которые имеют льготу на бесплатное внеочередное обеспечение санаторно-курортным лечением, по желанию, вместо путевки в санаторий, профилакторий или дом отдыха могут получить денежную компенсацию один раз в два года:
— инвалиды войны 1,2 гр. — в размере средней стоимости путевки,
— 3 гр. — 75% средней стоимости.
Денежная компенсация предоставляется независимо от наличия медзаключения о необходимости санаторно-курортного лечения и медицинских противопоказаний.
КСТАТИ
Прибывший на сентябрьскую сессию городского совета депутат Верховной Рады Украины Виктор Заичко также сообщил местным депутатам, что ни о какой отмене льгот речь не ведется. Другое дело, что у государства может не хватить средств на их финансирование. И это, в первую очередь, отразится на коммунальных предприятиях, которые понесут убытки, если государственные дотации на погашение льгот не будут поступать вовремя.