В нашей стране в русле проводимых реформ в ряду первоочередных остро и давно назрел вопрос о принципиально новой редакции Уголовно-процессуального кодекса. В его разработке, приведении основ кодекса в соответствие с мировыми аналогами ключевую роль сегодня играет народный депутат от города-героя Севастополя в Верховной Раде Иван Васильевич ВЕРНИДУБОВ.Недавно в парламенте Украины прошло первое чтение этого важного закона, который бесчисленное количество раз претерпевал изменения с апреля 1961 года, обрастая поправками и уточнениями.
И.В.Вернидубов как первый заместитель председателя комитета ВР Украины по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией и член коллегии МВД Украины с самых первых дней работы в парламенте посчитал одной из своих главных задач как народного депутата принять непосредственное участие в разработке нового кодекса, во внесении существенных поправок.
Сегодня мы взяли короткое интервью у Ивана Васильевича Вернидубова, который в очередной раз приехал в наш город, выполняя многочисленные наказы избирателей.
— Иван Васильевич, можно назвать имена ваших коллег по парламенту, с которыми вы готовили закон к первому слушанию?
— Конечно, работал я не один. В числе 29 депутатов наиболее продуктивно «корпели» над кодексом Г.Васильев, В.Мойсик, М.Маркуш, С.Гавриш, Ю.Кармазин, В.Стретович и другие. Всего внесено было 1913 поправок, из которых преимущественное большинство — около 70 процентов-было учтено полностью или частично (моих поправок как наиболее целесообразных было принято 169).
— На основе каких законоположений строится новый Уголовно-процессуальный кодекс Украины?
— Новый УПК разработан на базисе наиболее прогрессивных правовых положений Франции, Германии и других европейских стран, замечаний и предложений, поступивших из ряда отечественных государственных органов, научных и учебных заведений, известных ученых и практиков. Естественно, использовались материалы судебной практики, положения международно-правовых документов, учитывались национальные особенности и традиции.
— По какой логике те или иные поправки были отклонены?
— Всего не прошли «экзамен» парламента 569 поправок. Они или касались непринятых или неконституционных положений, или таких, которые принципиально расходились со стержневой концепцией проекта.
— А можете ли вы сформулировать, так сказать, генетический код новой редакции кодекса?
— Могу. Это надежная защита личности от безосновательного и незаконного привлечения к уголовной ответственности и несправедливого осуждения.
— Остановитесь, пожалуйста, на ряде новых, концептуально принципиальных положений кодекса, которые вы считаете, так сказать, своим детищем, над которыми вы много и плодотворно трудились не один год…
— После соответствующих доработок перед вторым чтением мною и моими коллегами-единомышленниками парламентариям будут предложены следующие положения, которые отсутствуют в ныне действующем кодексе. Это, во-первых, статьи 11-12, в значительной мере расширяющие гарантии неприкосновенности личности. Конкретно — в вопросах задержания, ареста, неприкосновенности жилья, имущества, охраны тайны переписки, телефонных разговоров и телеграфных сообщений. Статьей 18 устанавливаются основы независимости судей и подчиненности их только по закону.
Во-вторых, предусматривается введение института следственного судьи, четко расписаны его права и обязанности. Впервые прописываются вердикты следственного суда в части избрания, изменения или отмены предупредительных мер в виде взятия подследственного под стражу. Ведомственный надзор за следователями и их ответственность согласно новому законопроекту усиливаются.
— Скажите, в новой редакции кодекса каким-то образом корректируются нормы досудебного следствия?
— Непременно. Статья 474 устанавливает, что рассмотрение судом дел после сокращенного досудебного следствия осуществляется без участия прокурора; потерпевший принимает участие в судебных заседаниях и поддерживает в суде обвинение. Обвиняемый же по окончании досудебного следствия вправе заявить ходатайство о вынесении приговора без проведения судебного следствия (это касается уголовных дел, заведенных по фактам преступлений небольшой и средней тяжести). То есть, по сути, новый кодекс прописывает значительное упрощение всей схемы действий по вынесению приговора.
Интересен такой ракурс. Нередки в сегодняшней судебной практике случаи, когда после вынесения приговора осужденный по каким-либо причинам ставит вопрос об ухудшении его положения: в плане состояния здоровья, жалоб на несправедливое с ним обращение. Сейчас, по сути, такому человеку чаще всего трудно «достучаться» до тех властных структур, которые могли бы существенно повлиять на его судьбу, а то и изменить ее… Этот вопрос учтен. Предусмотрено, что осужденный подлежит обязательному вызову в суд апелляционного уровня, если ставится вопрос об ухудшении его положения.
— Часто уже после того, как судебные решения сегодня вступают в законную силу, по каким-либо объективным, личностного плана причинам осужденный или же потерпевший не может подать кассационную жалобу. Сроки проходят, а законное право человека отстоять истину остается втуне. Предусмотрен ли какой-нибудь механизм, позволяющий отстоять право на кассационное решение?
— Да. Статьей 565 предусматривается, что в кассационном порядке могут быть пересмотрены все судебные решения, которые уже вступили в законную силу. К числу субъектов кассационного обжалования в проекте кодекса отнесены законные представители, защитники несовершеннолетнего и сам несовершеннолетний, законные представители обвиняемого и потерпевшего, другие лица, интересов которых касается уже принятое судебное решение. А вот и принципиальное новшество, регламентируемое статьями 577, 584: установлен порядок повторной кассации, согласно которому могут быть пересмотрены все судебные решения, вынесенные местными и апелляционными судами, судебной палатой по уголовным делам, военной коллегией Верховного суда Украины. И что очень важно: пересмотр судебных решений в таком порядке не допускает ухудшения положения осужденного.
Проектом предусмотрены и другие новации, которые существенно демократизируют базовое содержание нового кодекса и значительно повышают юридические кондиции этого важного государственного документа.
— Иван Васильевич, судя по всему, работа, право слово, проведена огромная. Когда же в Верховной Раде состоится второе чтение этого важного законо