В первых числах февраля на сессии городского совета принято решение «О программе стабилизации цен на хлеб регулируемых сортов в городе Севастополе на 2004 год».- Впервые, — сказал в беседе с корреспондентом «Славы Севастополя» начальник главного управления промышленности и сельского хозяйства городской государственной администрации Э.К.Ахтемов, — документ подобного содержания, подготовленный соответствующими структурными подразделениями городской госадминистрации, народными избранниками, был одобрен в октябре прошлого года. Все мы хорошо помним, какая острая ситуация сложилась тогда в отрасли хлебопечения. В январе килограмм муки высшего сорта отпускали за одну гривну 20 копеек, в мае — за одну гривну 78 копеек. Максимальная цена за килограмм муки высшего сорта была отмечена в июле, назову точную дату: 17-го числа — две гривны 64 копейки. Так отозвались на рынке хлеба засуха и вызванный ею резкий недобор зерна. Когда картина проявилась наиболее полно, в октябре горсовет принял поданный нами проект программы стабилизации цен на хлеб регулируемых сортов. Она потребовалась для проведения государственной политики, направленной на предупреждение социальной напряженности среди населения, на поддержку малообеспеченных граждан. Был также разработан механизм закупки хлеба регулируемых сортов за средства городского бюджета для дальнейшей его реализации населению Севастополя по фиксированным ценам.
— Элимдар Казымович, расскажите, пожалуйста, как действовал этот механизм?
— В прошлом году из Госкомрезерва получили 4695,4 тонны муки, в том числе 2326,2 тонны муки высшего сорта. С ноября севастопольцы работают также с Государственной акционерной компанией «Хлеб Украины». А вместе с этим воспрял духом наш комбинат хлебопродуктов. В недавнем прошлом он накопил приличные долги по зарплате и перед бюджетом. В сложившейся цепочке видное место принадлежит правопреемнику госпредприятия «Севастопольский хлебокомбинат имени С.М.Кирова» — дочернему предприятию «Царь хлеб» ООО «Хлебные инвестиции». Созданная система производственных связей начала действовать в оптимальном для города режиме, без сбоев. К сортам хлеба, на которые распространяются регулируемые цены, мы относим хлеб белый первого сорта и «Зимневский формовой». На них приходится свыше двух третей в валовом выпуске хлеба. Производство хлеба регулируемых сортов увеличилось с 895,3 тонны в январе до 1230 тонн в ноябре. Так как дорожала мука, то росла и себестоимость готового продукта. Но на стабилизацию цены на него, согласно принятой в октябре программе, до конца года, то есть на три месяца, было отпущено из городского бюджета миллион 120 тыс. гривен. Город взял на себя убытки по выпечке хлеба указанных сортов. И убытки эти существенны: по «Зимневскому», например, 23,7 процента. По сортам хлеба, включенным в программу, у нас не повышались цены длительное время. Благодаря активному вмешательству городских властей в происходившие на рынке хлеба события население имело существенную экономию личных средств. На приложенные к «Зимневскому» и другим регулируемым сортам ценники оглядывались владельцы частных пекарен. Здоровая конкуренция как-никак. Положительный опыт при реализации прошлогодней «хлебной» программы учтен при составлении программы стабилизации цен на хлеб регулируемых сортов на 2004 год.
— Чем она отличается от предыдущей?
— Как и программой октября прошлого года, нынешней, как инструментом, решаются те же задачи — это осуществление производства хлеба регулируемых сортов за средства городского бюджета для дальнейшей реализации населению города Севастополя. И еще: снижение возможных денежных потерь и размера материального ущерба нашими людьми. На эти цели в первом квартале из городского бюджета будет направлен миллион гривен. А новое состояло в механизме подготовки и принятии программы. В качестве партнеров в ее осуществлении мы видели все без исключения 13 предприятий различных форм собственности, которые выпекают хлеб. Им были направлены приглашения на участие в конкурсе. Мы удивились, что в ответ пришло две заявки, очень скоро осталось лишь дочернее предприятие «Царь хлеб» ООО «Хлебные инвестиции», то есть знакомые нам кировчане.
— Как вы объясните такое решение хлебопеков, ведь в иных случаях желающих приобщиться к бюджетному пирогу предостаточно? Наконец, это престижно.
— Вероятно, потенциальным партнерам не по вкусу пришлись условия конкурса. Так, претенденты должны были к заявке приобщить калькуляцию затрат. Иначе поступить мы не можем, ведь рассчитываемся деньгами из городской казны.
— Коль мы встретились, обратимся к близкой к теме нашего разговора проблеме. Вы говорили об установившемся тесном сотрудничестве с Государственной акционерной компанией «Хлеб Украины». Почему бы при закупках зерна, муки не обратиться к региональному заказу?
— Севастополь, точнее будет сказано его агропредприятия, не располагают посевными площадями, достаточными для выращивания на наши нужды зерновых культур. Городу определено завозить зерно. Нами предпринималась попытка наладить в этом направлении сотрудничество с правительством крымской автономии. Но мы отказались от этой затеи, когда нам сообщили цену на хлеб. Мы пошли по пути загрузки Севастопольского комбината хлебопродуктов через уже упоминавшуюся Государственную акционерную компанию «Хлеб Украины». Эта структура стала надежным оператором по закупке хлеба. Сложившиеся уже производственные связи выдержали серьезные испытания действительностью.
— Когда в прошлом году прыгнули вверх цены на зерно и муку, директор одного из наших хозяйств предлагал городу выращенный на его полях хлеб. Могут ли севастопольские агропредприятия выручить город хотя бы в форс-мажорных обстоятельствах?
— Нет. Севастопольские земледельцы выращивают не продовольственное, а фуражное зерно. Его можно смолоть, но вряд ли такая мука получит «добро» заводской лаборатории. Мы, да и страна, ценим пригород за прекрасные виноград, вино, фрукты. Большое им спасибо за эти дары.
— Скажите, пожалуйста, мы будем с хлебом до нового урожая?
— Однозначно, да.
— Элимдар Казымович, вы, очевидно, недавно работаете в городской госадминистрации?
— Это как сказать — одиннадцать лет…
— Почему нам за это время не пришлось вот так, как сейчас, встретиться?
— Я окончил в Санкт-Петербурге государственную инженерно-экономическую академию. С ее дипломом был сразу принят на работу в управление экономики, где вел направления планирования, анализа. Осенью 2002 года мои руководители сочли возможным выдвинуть меня на должность начальника управления промышленности, энергетики, энергосбережения, а в
20-х числах января нынешнего года, после реформирования некоторых управленческих структур, мне доверили возглавить главное управление промышленности и сельского хозяйства.
— Карьерный рост, как правило, обусловлен успешной работой в прежней должности…
— Как начальнику управления промышленности, мне, говорят, удалось наладить взаимодействие предприятий — в первую очередь тех, которые сохранили статус государственных. Более-менее разобрались с положением дел в рыбной отрасли. Я был в числе инициаторов реформы важных отраслей городского хозяйства. Вопросами транспорта в настоящее время занимается самостоятельное управление. Управление промышленности и управление сельского хозяйства замыкаются на руководимое мною главное управление. Мы призваны проводить политику государства в области производства и переработки промышленного и сельскохозяйственного сырья. Поступив так, нам, думаю, удалось сгладить те существующие еще нестыковки, когда перерабатывающие предприятия, а их в городе великое множество, по производственному профилю входят в вертикаль Департамента продовольствия Министерства аграрной политики, а по статотчетности, учету — в Минпромполитики. Для координации деятельности наших предприятий, выработки единой в лице городской государственной администрации позиции в производственной сфере и создано у нас главное управление промышленности и сельского хозяйства.
— Что бы вы еще хотели сказать читателям «Славы Севастополя»?
— Заверить их, что перебоев в обеспечении хлебом не будет, не произойдет и роста цен на хлеб регулируемых сортов…
— Но об этом мы уже говорили.
— Хотелось бы еще раз подтвердить уже сказанное, это — главное.
— Спасибо за беседу. Успехов вам в лучших начинаниях!