С детских пор любопытство многих из нас притягивали загадочные надписи краской на стенах домов «Бомбоубежище» с обязательными стрелками-указателями. Подвальная прохлада подземок вселяла в ребячьи души романтизм военной эпохи. Играя в «войнушку», мальчишки не раз проникали в полутьму сооружений и знали наизусть тайные ходы и атрибуты безмолвных охранников мирной жизни. Но, как водится, вместе с детскими тайнами большинство из нас позабыли и о существовании самих этих защитных сооружений. Остались ли они, сохранилось ли их первичное предназначение? Или же современное общество уже не нуждается в подземных бункерах?Вряд ли. События последних лет доказывают, как актуальна по-прежнему система гражданской безопасности. Техногенные катастрофы, природные катаклизмы и теракты сегодня, пожалуй, отодвинули последствия возможной военной угрозы далеко на второй план. Хотя локальные вооруженные столкновения в горячих точках также не оставляют права на спокойствие.
Бомбоубежищ, или, как правильно говорится, защитных укрытий, в Севастополе более чем достаточно. Все-таки военным городом считался. Однако точное их количество знают только в управлении по вопросам чрезвычайных ситуаций. Этим ведомством ведутся учет и контроль за защитными сооружениями (хотя они могут быть на балансе рэпов, предприятий и т.д.). Существует также отдельная система учета и контроля собственных укрытий и у военных (там более завышены требования, совершеннее системы обеспечения жизнедеятельности: вентиляция, электроснабжение и пр.). Штольни и другие горные выработки для таких убежищ непригодны.
Вообще укрытия в защитных сооружениях системы гражданской обороны подразделяются на несколько видов. Собственно убежища (они универсальны, могут работать в автономном режиме до трех суток), ПРУ (противорадиационные укрытия) — это те, которые располагаются в основном в наших жилых домах. Далее по значимости идут БВУ (быстровозводимые укрытия), которые соорудят, если понадобится, в военное время за 12-16 часов, подвалы, горные выработки, траншеи, щели и пр. Но, слава Богу, в нашем городе ни один из видов убежищ со времен Второй мировой на практике не понадобился.
Основная масса убежищ строилась в 50-x, 60-x годах прошлого века. С тех пор во многом изменились правила и нормы их содержания. Если раньше укрытия предназначались только для размещения объектов в военное время, то сейчас сооружения могут понадобиться в любой час. Да и гарантийные сроки эксплуатации некоторых укрытий со временем истекают. Поэтому в случае, если убежище по многим параметрам на практике уже нельзя использовать, то его переводят в разряд простейших укрытий.
Для остальных же убежищ, пригодных для постоянной готовности, на содержание и текущие ремонты нужны немалые средства. Но бюджетных денег на такую «роскошь», как готовность к ЧП, в государстве не всегда хватает. В этой связи, согласно законодательству, укрытия разрешено использовать «в нуждах народного хозяйства». То есть в них можно открывать и размещать пункты общественного питания, спортзалы, использовать под складские помещения и прочие нужды. Все это делается и в Севастополе, чтобы сохранить убежища.
Однако при передаче в использование защитных укрытий ведется строгий контроль за их эксплуатацией. Примером такого симбиоза коммерческой организации и структуры МЧС в нашем городе стал центр досуга «Бункер», что на ул. Марата. Здесь любит собираться и элита города, и молодежь и действует клуб художников. Приспособлен «Бункер» и для общественного питания. Однако, как заверил нас начальник управления по вопросам ЧС Мирослав Сагайдак, в любую минуту по команде хозяева развлекательного заведения, если понадобится, обязаны будут предоставить арендуемое помещение для поселения севастопольцев в целях укрытия от возможной угрозы. Кроме готовности к такому гипотетическому случаю коммерсанты отремонтировали старое помещение убежища и оборудовали его. Так что развлекательные «бункера» на практике бомбоубежищам не помеха.